Найти в Дзене
Сокол-корабль

Пил вино в Рамадан. Необычный подвиг сербского богатыря.

В Османской Империи начался священный месяц Рамадан. Все правоверные мусульмане держат пост и, чтобы их никто не раздражал, султан Сулейман запрещает сербам пить, носить зеленые кафтаны и развлекаться с девушками. Но султан не указ могучему юнаку королевичу Марко, в чьем доме звучит музыка и льется рекой вино. Глаза гордого серба чуть пьяно блестят, когда он пламенно произносит – «Если пью во время Рамазана, значит, вера пить мне разрешает!» Сербский эпос (юнацкие песни, что-то вроде наших былин и духовных стихов) помнит имена многих героев и их подвигов. Сражения с фантастическими ведьмами и чудовищами, и с вполне реальным историческим врагом – турками из Османской Империи. Окончательно Сербия была покорена османами в 1459 году и сербы жили под гнётом империи до XIX века. Бесконечная борьба за независимость от чужаков - иноверцев стала одним из главных мотивов юнацких песен, как у нас сражения с басурманами в былинах. Однако, помимо сражений, эти песни прославляют и другую борьбу

В Османской Империи начался священный месяц Рамадан. Все правоверные мусульмане держат пост и, чтобы их никто не раздражал, султан Сулейман запрещает сербам пить, носить зеленые кафтаны и развлекаться с девушками.

Но султан не указ могучему юнаку королевичу Марко, в чьем доме звучит музыка и льется рекой вино. Глаза гордого серба чуть пьяно блестят, когда он пламенно произносит – «Если пью во время Рамазана, значит, вера пить мне разрешает

Сербский эпос (юнацкие песни, что-то вроде наших былин и духовных стихов) помнит имена многих героев и их подвигов. Сражения с фантастическими ведьмами и чудовищами, и с вполне реальным историческим врагом – турками из Османской Империи.

Окончательно Сербия была покорена османами в 1459 году и сербы жили под гнётом империи до XIX века. Бесконечная борьба за независимость от чужаков - иноверцев стала одним из главных мотивов юнацких песен, как у нас сражения с басурманами в былинах.

Однако, помимо сражений, эти песни прославляют и другую борьбу за собственную идентичность. Борьбу с чуждой турецкой культурой и религией. Именно об этом и повествует юнацкая песня «Королевич Марко пьет в Рамазан вино».

Сербский сказитель с гусле. Иллюстрация неизвестного автора. Сербские юнацкие песни как правило поются под сопровождения этого инструмента, который похож на русский гудок или европейскую скрипку.
Сербский сказитель с гусле. Иллюстрация неизвестного автора. Сербские юнацкие песни как правило поются под сопровождения этого инструмента, который похож на русский гудок или европейскую скрипку.

Был указ султана Сулеймана…

Священный месяц Рамадан, он же, на турецкий манер – Рамазан. Специфичный, традиционный для мусульман пост, который длится 30 дней. Основная масса запретов сводится к тому, что нельзя ничего пить (даже глотать собственную слюну) и есть от рассвета до заката. Так же мусульмане воздерживаются от прослушивания громкой музыки и курения табака.

Однако в Османской Империи эти правила касались не только мусульман. К православному сербскому населению турки относились как к безвольному скоту и называли «райей», что в переводе с арабского означает «стадо». Постоянное притеснение сербов привело к тому, что славянскому народу приходилось бежать с собственной земли в другие страны (чаще всего в соседнюю Австрию и далекую матушку-Россию).

К XVIII веку сербы стали в основном сельским населением в своей стране, а города, в массе своей, были заселены турками. Администрация империи продолжала издавать всё больше законов против православных. Сербам запрещали готовить ракию и курить вино, носить красивую одежду ярких цветов и каждый серб был обязан оказывать знаки смирения при общении с мусульманами.

Гайдуки - борцы против турецкого владычества.
Гайдуки - борцы против турецкого владычества.

Такое положение дел не устраивало лихих гайдуков – сербских разбойников, которые плевали на законы Османии. Конечно, жизнь гайдуков была не длинной – но яркой. Даже не пламя свечи, а скорее фейерверк, который после вспышки тут же гаснет. Они носили яркие шелковые платья и оружие, чьи рукояти были покрыты золотом и инкрустированы драгоценностями.

В реальной истории от них страдали и верные слуги империи и простые сербы, но это была борьба с теми устоями, которые пытались насадить захватчики. А народная фантазия любит такие истории, романтизирует и приукрашивает. Поэтому гайдуки в сербских песнях и легендах – в первую очередь борцы за свободу и герои.

Юнаки (то есть юноши, герои, в каком-то смысле слово аналогично русскому «богатырь») из эпоса являют собой выжимку всех лучших качеств гайдуков – они дерзкие, хитрые, и бесконечно любят родную Сербию. Одним из любимейших юнаков у сербских сказителей является королевич Марко, которому будет посвящена отдельная статья на канале.

Марко пьет вино в Рамазан

Начинается песня с описания указа Сулеймана – во времена королевича Марко, правил, конечно же другой султан, но как я уже не раз писал – эпос не история, а народное творчество, которое иногда использует какие-то элементы истории:

Был указ султана Сулеймана

В Рамазан не бражничать народу,

Не носить зеленые кафтаны,

Не носить и кованные сабли,

Не кружиться с девушками в коло…

Но королевичу Марко плевать на этот указ. Он пьет вино, носит зеленый кафтан и развлекается с красными девицами. Почему турки запретили сербам носить зеленую одежду? В мусульманской традиции считается, что знамя пророка Мухаммеда было именно этого цвета, поэтому немусульманам было строго запрещено носить одежду этой расцветки.

Помимо того, что Марко пьет сам, он заставляет окружающих турок – ходжей и мулл пировать вместе с ним. Те не выдерживают и отправляют жалобу самому султану. Султан отправляет своих скороходов, чтобы те велели Марку явиться к нему для серьезного разговора, но как известно – гонец принесший плохую весть…

Рассердился королевич Марко,

Размахнулся он своей братиной,

И ударил по лбу скорохода,

Треснул лоб, братина раскололась,

И вино и кровь перемешались.

Королевич Марко сражается с турком. Марко - наиболее любимый герой в сербских сказаниях.
Королевич Марко сражается с турком. Марко - наиболее любимый герой в сербских сказаниях.

Однако ко двору султана Марко всё-таки является. Злой, мрачнее тучи, надвинув соболиную шапку на глаза и сжимая в руках любимое оружие – шестопер (железная дубина с тяжелым шаром в качестве наконечника). Султан расспрашивает его, почему он нарушает все законы, на что Марко по порядку отвечает:

Коль я пью во время Рамазана,

Значит, вера пить мне разрешает.

Коль ходжей и мулл я угощаю,

Значит, царь, я вынести не в силах,

Чтоб я пил, а турки лишь глазели.

Если я ношу кафтан зеленый,

Значит, мне к лицу кафтан, юнаку.

Если подпоясал эту саблю,

Значит, я купил её за деньги.

Коль вожу я с девушками коло,

Значит, молод я и неженатый.

Ответив на все вопросы, королевич Марко начинает угрожать султану расправой:

Коль я шапку на лоб нахлобучил,

Значит, речь твоя мне не по нраву,

Коль я шестопер к себе придвинул,

Значит, нынче ожидаю ссоры.

Ну, а коль начнется ссора,

Смерть тому, кто ближе всех от Марка!

Тут турецкий султан понимает, что он ближе всех к Марко и, испугавшись за свою жизнь, пытается откупиться от Марко.

В целом, песня «Королевич Марко пьет вино в Рамазан» может показаться шуточной песней, в которой пытаются оправдать пьянство. Однако на самом деле нужно понимать, в какой среде эта песня создавались и в какие времена пелась. Эта песня – призыв бороться за свою идентичность. За свои традиции, веру и привычный образ жизни. Коль я пью во время Рамазана, значит, вера пить мне разрешает…

И в конце песни Марко празднует победу. Конечно, он не убивает турецкого султана. Однако происходит полная культурная победа – владыка мусульман сам предлагает ему пойти и хорошенько выпить:

Царь отпрянул, Марко следом прянул,

И прижал султана он к простенку.

Тут султан пошарил по карманам,

Подает юнаку сто дукатов:

«Вот тебе мой Королевич Марко!

Ты поди и пей вино хмельное»

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.