Найти тему
Эпоха СССР

Как в СССР передвигали дома вместе с жильцами

Оглавление

Инженеры из СССР обладали удивительной способностью удивлять западных коллег. Например, они смогли переместить дом весом около нескольких тысяч тонн вместе с подвалами, не отключая электроэнергию и воду, пока жильцы мирно спали в своих квартирах. Если концепция городской застройки претерпела изменения, архитекторы имеют два варианта развития событий. Самый лёгкий способ — снести всё, что мешает. Однако это не практично. Таким образом, был найден более изысканный способ: перемещать старые здания в новые места. Да, пускай даже их вес составляет тысячи тонн. Именно этим советские строители увлечённо занимались в 1930-х годах. Инженерные изыскания позволили расширить центральные улицы Москвы и сберечь исторические здания. Кто-то все еще воспринимает это как фантастику. Если учесть, что перемещения не сопровождались отключением коммуникаций и выселением людей. Даем рассказ о том как все начиналось и почему дома переезжали без повреждений.

Первые гуляющие дома

-2

К 1455 году относят первые документальные свидетельства о передвижении зданий. В тот раз итальянский архитектор Аристотель Фиораванти со свойственной ему ловкостью и отсутствием малейших повреждений передвинул 25-метровую каменную колокольню в Болонье на 13 м. Российские же умелецы сделали это спустя несколько столетий. В 1812 году житель города Моршанска Дмитрий Петров вызвался вывезти старый храм, дабы расчистить место под новый. В итоге деревянная постройка была сдвинута на 30 м вместе с прихожанами. Первая «переездка» здания из камня состоялась в 1898 году. Опираясь на богатый зарубежный опыт, инженер Осип Федорович передвинул двухэтажный дом по улице Каланчевской в Москве.
И всё же эти случаи в течении долгого времени были единичными. В 1935 году был утверждён Генеральный план реконструкции Москвы, в момент начала которого началась массовая «переселка» домов. Данный документ предполагал расширить улицы города, для этого требовалось разрушить многие постройки и памятники архитектуры. Поскольку этот процесс никто не хотел, руководители СССР создали спец. организацию для передвижения зданий. К ней принадлежали в основном специалисты-метростроевцы. Для пробы они переместили шесть небольших зданий, а потом приступили к масштабным объектам. Во главе работы поставили инженера Эммануила Генделя, который незадолго перед этим перенес 320-тонную фидерную подстанцию: она мешала прокладке трамвайных путей.

Какие изменения происходили на центральных улицах.

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе», — так писала про передвижку одной из пятиэтажек Агния Барто. Да и это не художественный вымысел: случаи, когда строители передвигали здания без обязательного выселения людей были. Например, «переезд» жилого дома по улице Осипенко (ныне Садовническая улица) Постройка велась буквой Г, сторона которой заходила на новый Краснохолмский мост. Проблема заключалась в том, что дом стоял на заболоченном грунте и его конструкция не могла выдержать достаточной жесткости. По предложению Эммануила Генделя нужно было разделить дом на две части, после чего переместить одну из них и развернуть её в 19 градусов. Данный план осуществили за 3 дня. В течение этого времени люди пребывали в своих квартирах.

-3

Такая же ситуация случилась при строительстве Большого Каменного моста. На его пути был совсем еще новый жилой дом, включавший в себя четыре подъезда. Никто не хотел, чтобы его разрушили. Для того чтобы переместить сооружение, требовалось поднять его почти на 2 метра. И это при том что вес конструкции составлял внушительные 7 5 тысяч тонн. И все же инженеры снова превзошли самих себя. При «переезде» люди продолжали вести привычный образ жизни. Вот что писали в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. В работе находятся: телефон, газоснабжение и электросети. Это стало возможным, благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям,которые заранее были подключены к зданию. Инженеры из СССР перемещали объекты так плавно, что жильцы не всегда это сразу замечали. Так случилось с Саввинским подворьем, которое теперь располагается по адресу Тверская, 6/1. Люди узнали о новом месте проживания только тогда, когда проснулись. Никаких точных дат проведения операции не оглашалось, поэтому все были в квартирах и ни о чем даже близко не подозревали. Пока жители спали метростроевцы не покладая рук работали. На сегодняшний день это сооружение является самым тяжёлым из всех, что перевозили ранее. Его вес 23 тысячи тонн. Все были впечатлены результатом. Бригада Эммануила Генделя провернула все так ловко, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую накануне вечером сложила шестилетняя девочка.

Рельсы, шпалы и домкраты

Для достижения плавности и не повредить здание, требовалось большое количество рабочих рук с неукоснительным соблюдением технологии,которая на тот момент ничем особенно отличалось от способа Аристотеля Фиораванти. Впрочем, для тяги заменили лошадей на гидравлические домкраты и паровые двигатели; катки же также стали производить из металла. Здание нужно было осторожно отделить от фундамента, после чего его приподнять и отправить на новое место. Особенно тщательно готовились к перевозке домов. Подготовительные работы длились не менее полугода, а сама операция занимала от одного до шести дней в зависимости как удаленности объекта перевозки так и подготовленности участников операции. Всего в довоенной Москве успели передвинуть 23 каменных сооружения.

-4

Как правило, «переезды» проводились по следующему сценарию. По всему периметру несущих стен ставили раму, сплетенную из железных балок — именно она берегла конструкцию от разрушений. Вслед за этим с помощью специальных тросов дом был отрезан от фундамента, предварительно представив крепкие домкраты. На данном этапе метростроевцы обустраивали место, где должен был проехать переселенец. Шпалы укладывали в траншеи, куда на твердое бетонное основание клали шпалу. А затем уже катки. С помощью установки на двутавровые балки и окончательного отделения от фундамента возведенное сооружение могло катиться. Были задействованы лебедки, которые переносили его вперед и домкрат толкающие сзади. Эта конструкция выглядела, словно гигантские сани с сотней полозьев.

Практика, которая возвращается

-5

Постепенно инженеры из СССР начали выполнять все более сложные задачи, например передвигать дома вместе с подвалами. В качестве яркого примера – передвижка здания Моссовета, в котором сейчас располагается мэрия. Переезд домов был прекращён ещё в послевоенные годы, так как денег на эти проекты уже не было. Сменил место дислокации МХТ имени Чехова одним из последних. Здание театра сначала разделили надвое, а затем отступили одну из частей квартала вглубь. Это произошло во время капитальной реконструкции 1983 года. Данный прием дал возможность расширить сценическое пространство и установить новые механизмы для создания эффектов на сцене. С того времени практика передвижек ушла в прошлое: на сегодняшний день здания гораздо проще разрушить.

Если понравилась статья поставь лайк и подпишись!

Так же может понравится...

Невероятные Советские постройки

Самые жуткие секреты СССР

Города-призраки СССР