Найти в Дзене
Царьград. Звёздный путь

"РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ" - ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ, ВЕЗЕНИЕ РЕЖИССЁРА И АКТЁРСКАЯ ЖАДНОСТЬ

Оглавление

Фильм Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - это исключение из правила "хорошего постмодерна не бывает", везение режиссёра-дебютанта и классический пример актёрской жадности.

Обычно понятие "постмодернизм" применительно к искусству имеет негативное значение, связанное с дефицитом оригинальных идей и эпатажными попытками его замаскировать. Однако в некоторых случаях использование уже готовых форм или даже произведений для нового взгляда на тот или иной сюжет приносит неожиданно удачный результат. Таким редким исключением, подтверждающим общее правило, является кинолента британского драматурга и режиссёра Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990).

Из второстепенных персонажей - в центр внимания

Два имени в названии картины навевают ассоциации с "Гамлетом". Ассоциации верные - Розенкранц и Гильденстерн это второстепенные персонажи знаменитой шекспировской трагедии. Два авантюриста, давних знакомых датского принца, которых попытались использовать против Гамлета, - но в итоге они поплатились жизнью за своё участие в интригах королевского двора.

Обычно эти персонажи, чьи имена всегда произносятся вместе, остаются незамеченными. Так, в экранизации "Гамлета" режиссёра Франко Дзеффирелли в том же 1990 году роли Розенкранца и Гильденстерна исполнили два малоизвестных актёра Шон Мюррей и Майкл Малони. Однако Том Стоппард в 1966 году решил пересмотреть "Гамлета" - и использовал для этого данных персонажей. Он написал собственную пьесу, непосредственно пересекающуюся с "Гамлетом", в которой главными действующими лицами были как раз Розенкранц и Гильденстерн.

Иногда режиссёрам просто везёт с актёрами

В итоге получился остроумный эксперимент, позволивший взглянуть на знаменитую историю с другой стороны. Так что когда в 1990-м Стоппард решил дебютировать в кино, лучшего варианта, нежели экранизация собственной знаменитой пьесы, было не придумать.

В активе Стоппарда было оригинальное прочтение классической истории, посредством которой трагедия становилась трагикомедией с элементами абсурда, плюс отличный собственный текст - диалоги между Розенкранцем и Гильденстерном в равной степени забавны и глубоки. Но для кино требовались подходящие актёры. И с этим немолодому (1937 года рождения), но начинающему кинорежиссёру крупно повезло.

Во-первых, на заглавные роли Стоппард заполучил двух восходящих звёзд британского и мирового кино и просто выдающихся артистов Гэри Олдмена (Розенкранц) и Тима Рота (Гильденстерн).

Кому деньги, кому слава

Во-вторых, ему удалось не заполучить на третью главную роль ведущего актёра в бродячей театральной труппе, голливудскую звезду Шона Коннери. Первый и самый знаменитый исполнитель роли Джеймса Бонда, недавно, в 1988 году, получивший свою первую и единственную премию "Оскар" (за фильм "Неприкасаемые"), казался идеальным кандидатом. Ведь Коннери мог не только выдать острую характерную игру, но и существенно помочь с рекламой готового фильма.

И Коннери даже согласился, заключив предварительное соглашение. Однако в последний момент на связь с ним вышли продюсеры шпионского боевика "Охота за "Красным Октябрём" (антисоветская "клюква" о предателе, сдающем американцам новейшую атомную субмарину). И актёр предпочёл большой гонорар. Правда, ему пришлось выплатить Стоппарду 300 тысяч долларов неустойки - но по сравнению с полученными за голливудскую поделку четырьмя миллионами это были мелочи.

А актёром из бродячей труппы в последний момент был утверждён Ричард Дрейфус, создавший этот без преувеличения философский образ столь блестяще, что получил премию Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Там же, в Венеции, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" был признан лучшим фильмом.