Когда муж открывал свой магазин, лет семь назад, я сидела дома с сыном, подрабатывала удалённо на ненапряжной работе, готовила завтраки, обеды и ужины, пекла пироги, занималась уборкой и ждала своего любимого домой с работы, чтоб сделать ему массаж.
А до замужества, когда я была одинокой женщиной, мне, конечно, приходилось работать и нести ответственность за себя, а потом и за своего маленького сына.
Впрочем, я любила свою деятельность - я осознанно отучилась в вузе, чтоб работать в сфере исполнительских искусств, устроилась га работу по специальности, и все шло по плану.
Единственное, я никогда не хотела упариваться на работе, боялась и не хотела брать на себя лишнюю ответственность, и вообще всегда старалась, чтоб работа приносила удовольствие и не особо напрягала. Мне было важно успевать не только работать, но и жить. И я жертвовала своей карьерой и деньгами, лишь бы времени свободного было побольше, а головной боли из-за ответственности и стрессов поменьше.
И вот когда я вышла замуж, я решила, что теперь за материальное благосостояние нашей семьи будет отвечать муж, а я буду просто хорошей женой, которая будет заниматься домом и если и работать, то в свое удовольствие.
Но муж решил, что мои навыки могут помочь ему в развитии бизнеса и попросил меня бросить свои подработки и стать его помощницей. Я должна была сделать сайт для нашего магазина и научиться его рекламировать.
Мне это было и самой очень интересно, и я решила попробовать. Тем более, роль помощницы мне всегда очень импонировала.
Когда сайт и реклама начали во всю работать, стало ясно, что нам нужен оператор на звонки. И очень быстро это стало моей обязанностью, которую, правда, периодически я все же с себя скидывала на мужа и на наших сотрудников, которые у нас уже начали появляться.
Но в итоге все годы существования нашего магазина я была мужу верной помощницей. При этом всегда работала из дома, успевала воспитывать сына, готовить еду, убираться и пр.
Когда появилась на свет наша дочь, то обязанностей у меня прибавилось, а работы меньше не стало. С десятого дня после родов я уже снова во всю помогала мужу.
Но главным всегда был он, и деньги всегда были у него, и ответственность. Я все равно всегда чувствовала себя именно помощником, который сам по себе с бизнесом, даже таким небольшим, не справится.
И вот где-то полгода назад наш магазин вышел на Яндекс Маркет, потому что продажи через сайт значительно упали. И так получилось, что я стала человеком, который обладает практически всей информацией, на котором все замыкается и который отвечает за очень-очень многое.
Большую часть тех дел, которые были у меня раньше, я передала нашей молодой сотруднице. Но на себя взвалила новые дела, которые и передать то никому пока не могу, потому что там постоянно нужно принимать какие-то решения, которые обычный сотрудник сам принять не сможет.
Теперь я полностью отвечаю за все продажи через Яндекс, веду бухгалтерию, веду постоянные переписки с сотрудниками Маркета и клиентами, слежу за своевременной доставкой, контролирую возвраты и невыкупы, отслеживаю все денежные поступления, руковожу тремя сотрудниками.
Муж, конечно, тоже делает очень много, но теперь огромная доля ответственности легла и на меня.
Самое смешное, что и деньги все сейчас у меня, а не у мужа. И ИП, по которому мы работаем с маркетом, оформлено на меня.
Короче, я фактически оказалась руководителем бизнеса. Хотя всегда старалась этого избежать.
И я еще долгое время не осознавала этого, а думала, что я по-прежнему домохозяйка и только помогаю мужу. Мне было неловко от того, что дома бывает бардак, что я не провожу достаточно времени с детьми, что часто заказываю готовую еду.
Но когда я отдыхала в Питере и общалась со своими друзьями, которые давно уже занимают руководящие должности или имеют бизнес, я вдруг поняла, что сейчас разговариваю с ними на равных, осознавая, что мы уже в одной лодке. Раньше я смотрела на них и думала, что они крутые ответственные смелые ребята, но я не такая и никогда такой не стану. И меня это устраивало. Я принимала себя такой вот не желающей брать на себя ответственность. Но та я уже осталась в прошлом. И хотя я никогда не стремилась к этому, но жизнь сама сделала из меня руководителя и управленца.
Я вдруг увидела, что уже уверенно общаюсь с сотрудниками, с подрядчиками, с партнерами, с клиентами. Увидела, как много я освоила новых умений и навыков. Увидела, как я научилась бороться со стрессом и преодолевать сложности. И, честно говоря, удивилась и даже восхитилась собой, почувствовала свою самоценность. Я и правда всегда думала, что я не такой человек. А тут оказалось, что я круче, чем себе казалась.
И в последние дни мне уже стало совершенно не стыдно вызывать домой клининг, чтоб сделали за меня уборку, заказывать наборы еды на весь день для себя и мужа, пользоваться услугами няни. А раньше я всегда испытывала некоторое чувство вины, как будто не имею права не успевать делать свои основные домашние обязанности.
Но нет, раз уж я зарабатываю деньги, то уборка и готовка точно не входит в список дел, которые я всегда должна делать сама. Во всяком случае, я могу позволить себе иногда это перепоручить другим. А на детей у меня будет больше времени, если у меня будет возможность хотя бы полдня полностью уделять работе и знать, что они под присмотром и хорошо проводят время.
Рада ли я, что теперь я стала полноценным совладельцем семейного бизнеса и на мне лежит большая доля ответственности? Не знаю. В этом есть и плюсы и минусы. Но раз уж так получилось, то лучше я приму это уже как данность и буду концентрироваться на плюсах. Интересно же в жизни попробовать себя в разных амплуа и понять, что ты можешь больше, чем о себе думал.