Цитируя Рудика из прекрасной картины "Москва слезам не верит": "Вы знаете, со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение", задумываешься о том, что мы когда-то тоже об этом мечтали.
Во времена моего раннего детства у нас уже был телевизор, но черно-белый. Было занятно, когда комментатор на соревнованиях по фигурному катанию озвучивал цвета костюмов фигуристов, с поправкой на то, что цветной телевизор в те годы был далеко не у всех. Конечно, "КВН", который Кенигсон-Варшавский-Николаевский с линзой я не застала, видела его только в музее. Собственно говоря, телеприемник, как его еще называли, был отнюдь не тем бытовым прибором, который из себя представляет современный смарт-ТВ. Сейчас многие просто включают телек для фона, он и "молотит" сутками. А раньше это было непозволительной роскошью.
Дело в том, что приборы эти были весьма чувствительны к перегреву, поэтому держать их включенными рекомендовалось строго определенное время, а то - прощай "говорящая голова". Те, кто разбирался и смог сам починить, в частности, как мой папа, сразу лезли в шкаф с запчастями. У папы всякие диоды, транзисторы и сопротивления хранились в круглой жестяной коробке от магнитной ленты. Чувствовалась принадлежность к высокому, а именно к "большим ЭВМ". Кто не мог, заморачивался по поводу телеателье.
Телевизоры сначала были ламповыми, то есть основывались на технологии электронной лампы, которая являлась ключевым компонентом в устройствах того времени. Эти лампы использовались для создания и усиления электрических сигналов, необходимых для формирования изображения на экране телевизора. Позднее, уже в 80-х годах прошлого столетия с улучшением технологий, ламповые телевизоры были заменены на более компактные и энергоэффективные модели с использованием транзисторов и интегральных схем. Это дало возможность создания более качественного изображения и расширения функциональности телевизоров.
Под новый,1980-й год, нашей семье посчастливилось переехать в новую аж трехкомнатную квартиру. Под это дело родителям удалось каким-то образом "урвать" в новое жилище новый цветной телевизор. Несмотря на то, что стоили эти девайсы не 50 рублей, купить их уже было не так просто. Этот телек был на транзисторах, папа потом периодически чинил его без особых проблем. Одной из особенностей этого аппарата было то, что программы переключались кнопками, внутри которых загоралась красная цифра активного канала. На момент покупки на телевидении СССР было всего 4 программы: первая программа, вторая программа, Московская и учебная программа. Где-то с 1985 года в Москве и области стала "ловиться" Ленинградская программа, которая заняла кнопочку "5". Уже в самом начале 90-х, в 92-93 гг. появился канал ТВ-6, все кнопки были заняты. Чтобы переключить каналы, надо было обязательно встать, подойти к телевизору и нежно нажать на кнопочку, ни о каких пультах управления речи не было. Шутники-выдумщики переключали каналы длинной удочкой, лежа на диване, но это было, скорее, исключением.
В 1993 году, когда все кнопочки на нашем "Рубинчике" были заняты, а к этому времени он уже верой и правдой отпахал 13 лет и все чаще стал сбоить, на меня свалилось неимоверное счастье, мне дали премию в виде японского цветного телевизора SUPRA. Да, стоит отметить, что современная молодежь с трудом может себе представить, что на телевизор можно что-то поставить сверху, более того, что телевизионный экран заключен в лакированный деревянный ящик. Конечно, современные телевизоры все стремительнее и стремительнее утоньшаются, двигаясь к толщине бумажной страницы. Что поделать - технология! А раньше, если вдруг "голубой экран" начинал мерцать или выдавать полоски, можно было запросто подойти к нему и шарахнуть по крыше кулаком, в не самых запущенных случаях срабатывало, и экран возвращался в рабочее состояние.
Так вот, СУПРА. Я уже как-то рассказывала, что работала я у сингапурского индуса, который барыжил всем, чем только можно, главным образом, техникой и чаем. Про чай напишу отдельный пост. Во времена страшного дефицита хватали все, как горячие пирожки, не особо вглядываясь в то, что успел урвать, главное, до дома довезти. Не было, порядком, ни-че-го. Поэтому, когда Атул Чандракант Мерчант, так звали моего шефа, любезно объявил, что я могу взять себе в качестве премии за неполный год работы либо телевизор, либо "видак" (комплект был положен по истечении 12 месяцев, я же намылилась рвать оттуда когти после 9 месяцев работы), я естественно вцепилась в телевизор, потому что один видак был мне, как корове седло, тем более, он был простым проигрывателем, а в те годы начали появляться не просто плееры, а рекордеры, так что можно было записывать фильмы и передачи с телевизора, если не успевал их посмотреть. Интернета-то не было, надо было ловить момент. Вот мы и ловили. Видеомагнитофон у меня стоял следующим пунктом, а вот телевизор был почти в кармане. Единственно, его надо было довезти с Петровско-Разумовского проезда, что близ Петровского парка или станции метро "Динамо" до моего родного Звездного городка.
Дед мой в Москву ездить не любил, да в 93-м он уже за руль не садился. Друзей с машинами у меня тоже не было, надо было что-то решать. Телевизор со клада парни притащили мне в кабинет, был вечер четверга, зверски хотелось организовать его перевозку в пятницу, чтобы в выходные насладиться новыми красками, учитывая, что в ту пору у нас уже было кабельное телевидение и можно было посмотреть приличную киношку. Это сейчас я вообще не смотрю телетрансляции, а только интернет-вещание, и то не каждый день, зачастую хватает ноутбука. Книжек мне раньше хватало "выше крыши" за 4 часа в общественном транспорте в сутки, а дома, конечно, хотелось поглазеть в экранчик. В 90-е традиция ходить в кино в кинотеатр рассосалась и вернулась только году в 1998-99 с появлением разных примочек типа долби-сурраунда и всяких объемных эффектов.
Со мной в здании в дружественной фирме работал муж подруги, собственно, он и привел меня работать к индусу. Он пока автомобилем не обзавелся, но машинка у его папы была, да и жил папа практически по дороге ко мне, на 15-й Парковой улице. Я аккуратно спросила, нельзя ли обратиться, типа, очень надо, буду безмерно благодарна. Муж подруги отметил, что только при условии, что я оплачу ему бензин. С моей стороны вопросов не возникло вообще, я по жизни не халявщица, и главным условием перевозки, естественно, рассматривала факт денежного вознаграждения. Люди там были скаредные, не преминули напомнить, я учла этот факт. Я стала договариваться на пятницу. Вроде бы, почти решили, тем более, на дачу в пятницу никто ехать не собирался, потому что не было ни у кого пока никаких дач. В принципе, не люблю никого из не совсем близких просить о чем-то, но тут такая фигня образовалась. Такси за город тогда было вообще из области полета на Марс. В 90-е слово "такси", в принципе, не внушало мне ничего хорошего, страшно как-то было, "Волги" со счетчиками времен СССР куда-то поисчезали, и таксистами назывались все "бомбилы", которые начали зарабатывать частным извозом. Попадались еще те "фрукты", что до места назначения можно было не доехать.
Короче говоря, подходит к концу пятница, я жду свекра своей подруги, уже завтра предвкушаю просмотр интересного фильма, как заходит муж подруги и объявляет, что у папы поменялись планы, и сегодня он меня никуда не повезет, типа он подумает, возможно он это сделает на следующей неделе, в общем, подумаешь, телевизор, не смертельно. И ушел. А я-то уже "загорелась", тем более, в словах товарища не было никакой определенности. И вдруг на меня находит осенизм, теплый июньский вечер, пятница, все разбежались, я сижу одна. Звоню мужу, тогда еще, первому. Говорю: "Хочешь телек смотреть японский завтра, а если настроишь, то и сегодня?" Он слегка прибалдел, я про телевизор еще никому не говорила, хотела сюрприз сделать. Как он закивал головой, я поняла даже через провода. Продолжаю: "Бери бабушкину тележку с резинкой-стяжкой и дуй ко мне на "Динамо"! Как раз, пока туда-сюда, основная масса народа уедет, и мы спокойно доберемся, а то коробочка-то с пенопластом была габаритной".
Все было сработано, как часы, охота, она же пуще неволи. Ехали в полупустой электричке, дома были часов в 10 вечера, дни еще стояли длинные, было светло. Настраивать, конечно, стали на следующий день. По-моему, все получилось быстро. Йес! Особенностью этой модели было защитное стекло перед экраном, какую нагрузку оно несло не знаю, может быть, чтобы экран меньше пылился? Было это в июне 1993 года, 30 лет назад. Работал наш телек, как рабочая лошадка, потом по прошествии времени, аппараты стали заменять на более современные. "Супрочку" перевезли в загородный дом в Монино, поставили в подсобное помещение, стоял он там в сухости некоторое количество времени, иногда включали. А тут я решила "крутануть" какую-то кассету на "видаке", видак с тех времен тоже сохранился. Вытащила телевизор, ух, и тяжелый он оказался по сравнению с современной техникой! Думаю, включу, а потом пойду провода для видеомагнитофона искать. Включила вилку в розетку, нажала на кнопочку, а лампочка красная stand-by не загорается. Ну, кумекаю, может, перегорела, беру пульт, поменяла батарейки, нажимаю с пульта, ни в какую. Позвала мужа, он заднюю стенку отвинтил, мы его продули, собрали обратно, включаем - тишина. Видимо, "Супрочка" устала. Погоревали мы, но на помойку вынести пока рука не поднимается. Пусть еще постоит, может быть, сжалится надо мной, предательницей, зажжет свой неповторимый экран за стеклом...
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, комментируйте...