В конце июля в омском Историческом парке "Россия — моя история" открылась выставка "Мангазея. 400 лет легенды" из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского. В этом музее хранится более 30 тысяч артефактов из Мангазеи — города-легенды, первого русского города Сибирского Заполярья.
Текст: Елена Мачульская, фото предоставлено атором.
"Интерес к Мангазее связан прежде всего с историей этого удивительного города. Он был основан по царскому указу в 1601 году тобольскими служилыми людьми в нижнем течении реки Таз за полярным кругом, на территории нынешнего Красноселькупского района ЯНАО, — рассказал куратор выставочного проекта, заведующий сектором археологии и этнографии МВК имени И.С. Шемановского Никита Перцев, — Мангазея просуществовала всего 71 год, но за столь короткий срок город успел выполнить большую историческую миссию. Он стал отправной точкой для дальнейшего продвижения русских на восток и главным поставщиком драгоценной пушнины. Его тогда называли "Мангазея Златокипящая".
О северных землях в те времена ходили жутковатые легенды: "за Югорьскою землею, надъ моремъ, живутъ люди Самоядь, зовомыи Малгонзеи. Ядьихъ мясо оленье да рыба да межи собою другъ друга ядять. А гость къ нимъ откуду пршдеть, и они дети свои закалають на гостей да кормять; а которой у нихъ гость умреть, и они того снедають, а въ землю не хоронять, а своихъ такожъ..." — повествует источник XV века "Слово о человецех незнаемых в Восточной стране", предположительно написанный после похода московских войск в Югру. Далее описываются прочие обитатели тех отдаленных мест — полулюди-получудовища. В общем, десять раз подумаешь, прежде чем туда отправиться.
Однако обилие соболя все же подвигло русских землепроходцев проложить путь в эти "запредельные" земли. К счастью, военных столкновений с местными жителями практически не случалось...
Своим необычным названием город обязан той самой "мангазейской самояди" — энецкому роду Монкаси, обитавшему некогда в низовьях Таза.
Сегодня городище Мангазея является археологическим памятником федерального значения. Исследование города позволило собрать уникальную коллекцию артефактов. 661 предмет из этой богатейшей коллекции представлен на выставке в Омске.
Изначально путь в Мангазею был проложен из Архангельска по водам Северного Ледовитого океана. Путь был очень сложный и долгий и занимал порядка двух месяцев. В Мангазею шли на кочах — кораблях, которые могли плавать по северным морям. В первой витрине можно увидеть элементы оснастки этих кораблей — юферсы, канат, дощечки с изображениями самих кочей. Между прочим, эти рисунки — ценные источники, благодаря которым мы сегодня можем представить, как выглядели старинные корабли. "Товары перевозились в ящиках и бочках, причем мангазейцы стремились свое имущество подписать. Поэтому вроде бы "немая" археология на мангазейских материалах начинает с нами "общаться". Многие дощечки здесь подписаны, их владельцы нам известны. И некий Тугаринов, и некий Селиван, и даже вот Иванов оставил свою роспись", — объясняет Никита Перцев.
Что же везли в Мангазею? Город в первую очередь нуждался в продовольствии. Кроме того, сюда поступали оружие, предметы интерьера, ткани — "без шерстяной ткани на Крайнем Севере довольно скучно живется". В XVII веке путь в Мангазею был хорошо известен, но он не спасал от штормов. Так что случались годы, когда снабжения не было вообще. В воеводских отписках несколько раз встречаются упоминания о том, что в Мангазею за год вообще никто не приплывает. Поэтому город старался по возможности обеспечивать себя самостоятельно. Археологические данные свидетельствуют, что здесь трудились различные ремесленники — корабелы, бочкари, кузнецы, косторезы и даже ювелиры.
Помимо русских в городе жили и ненцы — они изготавливали свои традиционные сосуды из бересты, украшенные замечательным орнаментом — он выполнен методом выскабливания по заранее затемненной поверхности. А русские мастера делали из той же бересты декоративные обклады для сосудов, получившие из-за растительного орнамента название "крашенина травчатая" — они делались методом набойки по бересте. Из бересты, кстати, делали и сумки.
Одежда шилась в основном из привозных шерстяных тканей. Обуви в Мангазее было найдено огромное количество — кожа в северных условиях сохраняется прекрасно. Самыми распространенными были обычные туфли и поршни. Есть и детская обувь — Мангазея не была "поселком вахтовиков", здесь жили семьями. Во время раскопок были обнаружены также украшения, белила, румяна. "В большом количестве в Мангазее были обнаружены голубые бусы, которые в литературе называют "одекуй". Именно на них русские в основном выменивали у местных пушнину", — поясняет куратор выставки.
В 1619 году под угрозой появления больших объемов контрабанды и для предотвращения проникновения на русскую территорию европейских купцов Мангазейский морской путь был полностью перекрыт. Появились два альтернативных пути в Мангазею из Большой России: либо волоками через Полярный Урал, либо с юга из Тобольска по Иртышу и Оби.
На выставке представлен макет Мангазейской крепости, строительство которой началось в 1607 году. Общая длина ее стен достигала 280 метров, по углам находились сторожевые башни. В центре была самая высокая проезжая башня — Спасская. Внутри крепости располагались воеводский двор, помещения для гарнизона и Троицкая церковь. Сам город отстоял от крепости примерно на 40 метров — на случай возможных пожаров.
В 1621 году в Мангазее открылся государев кабак. Инициатором его создания был тобольский воевода Куракин, который писал в столицу, что люди контрабандой завозят на Мангазею вино и тем чинят большие убытки казне. В центре витрины, посвященной кабацкому делу, красуется обнаруженный в 2014 году самогонный аппарат XVII века, скорее всего, произведенный в Северной Европе. Он был завернут в рогожу, поэтому хорошо сохранился. Вместе с ним археологи обнаружили игральные фишки и фальшивые монеты.
"Наверное, самой уникальной мангазейской находкой является эта небольшая деревянная плашечка, на которой сделана роспись о даче в долг 50 рублей — солидная по тем временам сумма. Некий Терентий Петров сын занял у Нечея Анцифорова сына без процентов в августе, чему эта дощечка является свидетельством", — рассказывает Никита Перцев.
Основным занятием жителей Мангазеи была заготовка рыбы: каждую осень в город стекались сотни промысловиков, которых нужно было чем-то кормить — они отправлялись в лес за пушным зверем с мешками сухой рыбы. Потому целую витрину занимают разнообразные рыболовные снасти — поплавки, блесны, грузила, крючки. "Грузила самые разные — есть вырезанные из бивня мамонта, есть слепленные из глины, есть сделанные из обычного камешка, завернутого в два слоя бересты. Есть много крючков, рассчитанных на довольно крупную рыбу, причем большинство из них не имеет петелек. Благодаря этнографам, мы знаем, что был особый метод лова таких рыб, как осетр: крючки набивались на доску, которую протаскивали по дну, чтобы зацепить рыбу", — продолжает рассказ Никита Перцев.
По подсчетам советского историка, исследователя полуострова Ямал и Мангазеи Михаила Белова, во время расцвета Мангазеи отсюда за год вывозилось пушнины на 95–96 тысяч рублей — 10 процентов от этой суммы шло в казну. Потому экспозиция немыслима без охотничьего инвентаря: ловушки, стрелы с тупой ударной головкой, чтобы шкуру не портить, промысловые луки... Охотились и на крупного зверя, потому ассортимент наконечников стрел впечатляет. Было в Мангазее и огнестрельное оружие, причем, судя по количеству найденных кремней, мангазейцы могли позволить себе и дорогие кремнёвые ружья.
О достатке мангазейцев свидетельствует одна красноречивая деталь: они не скупились украшать замки драгоценными металлами. Если присмотреться, на самом большом замке видна небольшая "золотинка", проявившаяся после реставрации.
Расцвет Мангазеи приходится на 20–30-е годы XVII столетия. А затем начинается тихое угасание города.
Уже в 1642 году в Москву из Мангазеи полетели первые реляции о том, что соболь в округе закончился, промыслов нет. В это же время Мангазея оказалась отрезана от поставок хлеба, в городе начался голод. В довершение всего случился большой пожар, после которого встал вопрос о восстановлении города. К тому моменту промысловики переместились дальше на восток — на Енисей; хлеб на том же Турухане стоил намного дешевле, чем в Мангазее. В 1672 году царским указом мангазейский гарнизон был переведен на Турухан, а вслед за ним ушло и основное население... Так закончил свой век знаменитый город.