Найти тему

Бунт обреченных

Оглавление

Чаинский район с райцентром в селе Подгорном расположен на левом берегу Оби в Нарымском крае. Сюда, в непролазную тайгу и болота гнали раскулаченных. К началу 1931 года, на второй год массовой ссылки, в Нарыме было уже 40 тысяч спецпереселенцев.

Такой статус ссыльные получали по прибытии на место. Жили в наспех построенных шалашах и землянках, работали на лесозаготовках. Вся власть в этих местах принадлежала комендатурам. Они расселяли ссыльных, отводили земли, руководили всеми работами, выдавали пропуска на передвижение. Комендатуры сами арестовывали, сами судили и сами расстреливали. В общем, комендатура и была здесь Советской властью.

Из статьи «Восстание», А. Малков, прокурор Бакчарского района. «Красное знамя» №75-76, от 31 марта – 1 апреля 1990:

Из ссыльных сколачивались колхозы, которые тоже были под «комендатурой», официально они именовались неуставными сельхозартелями. Нужно сказать, что, придумывая колхозам названия, комендатуры приложили немало изобретательности и фантазии. Часть колхозов нарекалась именами многочисленных вождей (этим колхозам не повезло больше других: вожди систематически разоблачались, названия раз за разом приходилось менять. С годами разоблачили почти всех, и в наше время используются имена только четырех: Ленина, Свердлова, Кирова, Калинина. Вторая группа названий отражала цвет политического режима — «Красная Заря», «Красный пахарь», «Красный сибиряк», «Красный Бакчар», «Красная Яря», «Рот фронт». Еще одна группа названий должна была, по мнению авторов, зафиксировать приход счастливой жизни: «Победа Нарыма», «Луч Нарыма», «Расцвет Нарыма», «Северный луч», «Заря тайги», «Северное сияние».
Оптимистическую устремленность в будущее должны были демонстрировать «Ленинский путь», «Сталинский путь», «Верный путь», «Путь к коммунизму», «Мы победим» и тому подобное. Не знаю к какой группе отнести название колхоза, которое звучало коротко и просто — «Нарым».
Сейчас немало известно о том, что крестьянство как могло оказывало сопротивление насильственной коллективизации. Чего стоил один массовый забой скота, последствия которого преодолевались десятилетиями. В те годы в сибирских деревнях на пороге новой «счастливой жизни» пели: «Нет коровы на загоне, нет овечек на гумне, утонула в самогоне наша рэсэфэсэрэ» Через короткое время, когда из колхозов под метелку был выметен весь хлеб, запели и другое: «Когда Ленин умирал, Сталину наказывал: хлеба вволю не давай, мяса не показывай». В ответ на частушки комсомол, как по команде, объявил войну гармошкам, назвав их кулацким инструментом, а исполнителей кулацкими подпевалами.

Чаинское восстание крестьян в 1931 году на территории нынешней Томской области является единственным в своем роде фактом организации и осуществления в условиях спецпоселения массового вооруженного восстания ссыльного крестьянства.

Восстание вспыхнуло в Парбигской комендатуре — самой крупной по численности, насчитывала 33 тысячи человек по данным на лето 1931 года, среди пятнадцати подобных «северных» комендатур СибЛАГа и расположенной в бассейне реки Чая, приток Оби.

Ядром восстания стал 7-й участок комендатуры, где размещалось высланное из районов Кузбасса и Алтая крестьянство. Причинами восстания стали насилие властей, бесправное положение, невозможность построить жилье, отсутствие сельхоз инвентаря, эпидемии, а самое главное — голод, сопровождавшийся гибелью сотен спецпереселенцев. Из документов официального расследования можно судить о том, что толчком для выступления стало недовольство крестьян снабжением продовольствием. В течение июля ситуация продолжала ухудшаться, и крестьяне решились на открытое выступление против властей.

Восстание проходило под лозунгами: «Долой коммуны», «Да здравствует вольная торговля, свободный труд и право на землю», «Советской власти нет», «Да здравствует Учредительное собрание и выборы Президента».

Однако, несмотря на политические лозунги, восстание имело чисто локальный характер и вширь не распространилось. Причиной этого явления стало желание восставших обособиться каким-то образом от властей, уйти в далекое Комаровское от жесткой, а зачастую и жестокой опеки комендатур. Восстание по своему характеру напоминает бунт обреченных. Люди, преимущественно крестьяне, со своими семьями, поставленные в невыносимые для жизни условия, попытались активно протестовать против бесправия.

29 июля 1931 спецпереселенцы нескольких поселков 7-го участка комендатуры начали открытое выступление, использовав оружие местных жителей и работников комендатуры. В вооруженных столкновениях были убиты и ранены несколько работников комендатуры и представителей власти, под контроль повстанцев перешел ряд населенных пунктов. Восставшие приняли меры по организации штаба, формированию взводов пехоты и кавалерии.

В событиях с 29 июля по 2 августа 1931 года участвовали 1,5 – 2 тысячи крестьян поселков Бундюр, Болотовка, Истомино, Красноярский, Крыловка, Ленино и других. Однако основная масса старожильческого населения не поддержала повстанцев.

Для подавления восстания была проведена мобилизация местного партийно-комсомольского актива, создана Чаинская районная оперативная «тройка» в составе председателя райисполкома Архипова, районного уполномоченного ОГПУ М.Г. Галдилина и военкома И.Г. Журавлева. Отряды из представителей партийно-советской номенклатуры были созданы и в соседних Колпашевском и Кривошеинском районах, они также принимали активное участие в развернувшихся событиях, особенно на завершающем этапе. Чаинская «тройка» координировала деятельность вооруженных партийных отрядов, подразделений войск ОГПУ и милиции, отслеживала настроение местного населения, спецпереселенцев.

Территория охваченного восстанием района была подвергнута информационной блокаде, все почтовые отправления вскрывались, просматривались членами оперативной «тройки» и задерживались до особого распоряжения. На подавление восстания был направлен дивизион войск ОГПУ (3О человек), конный взвод милиции (25 человек), отряд томской милиции с пулеметом (57 человек), привлечены сотрудники оперативного аппарата ОГПУ. Общее руководство карательной операцией осуществлял начальник Томского оперативного сектора ОГПУ М. Плахов.

В ходе нескольких боевых столкновений отряды восставших спецпереселенцев были рассеяны по тайге, а их руководители погибли. За время операции каратели потеряли 4 человека убитыми и 4 — ранеными. Потери повстанцев были несоизмеримо большими. В обвинительном заключении по уголовному делу о восстании зафиксировано свыше 100 убитых; по оценке историков, число жертв карательной акции насчитывало от четверти до половины участников восстания, так как «дозоры» и «секреты», выставленные на таежных тропах, вершили суд над повстанцами по своему усмотрению.

-3
Фрагмент статьи А. Малкова в областной газете «Красное знамя». 1990 год
Фрагмент статьи А. Малкова в областной газете «Красное знамя». 1990 год

Из статьи «Восстание», А. Малков, прокурор Бакчарского района:

— Кровавая расправа над отчаявшимися людьми была совершена прежде всего для устрашения ссыльных всего Нарыма, им было показано, что церемониться с ними не будут. Одновременно ОГПУ решило и другую задачу — продемонстрировало возрастающее сопротивление классового врага и исключительную важность и нужность своей организации.
В материалах дела имеется два постановления о взятии под стражу участников восстания — первое от 19 августа на 60 человек, второе от 28 августа еще на 84. Всего таким образом, было арестовано 144 человека, тогда как в итоговом документе следствия указано 135, столько же на обложке дела. Может быть, разобрались и выпустили 9 человек? Нет, этого, к сожалению, не произошло. В третьем томе дела, который является приложением к следственным материалам, подшиты медицинские справки — несколько строчек на маленьких клочках тетрадных листов. Из них следует, что часть подследственных умерла в Томской тюрьме от поноса, сыпного тифа и воспаления легких. Если это так, то нетрудно представить, в каких условия они содержались. Но еще арестованные могли умереть и от побоев, ведь в каждой справке почему-то написано: «Вскрытие не производилось в связи с отсутствием необходимости».
Всем подследственным было предъявлено одинаковое обвинение «… в преступлении, предусмотренном ст. 58-2, выразившемся в том, что они принимали активное участие с оружием в руках в кулацко-бандитском вооруженном восстании против Советской власти в Чаинском районе. Обвинительное заключение по уголовному делу было составлено 29 сентября 1931 года. 27 октября материалы дела рассмотрела в Новосибирске особая тройка полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю.
Приговорены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей — 9 человек, к 5 годам ИТЛ — 40 человек, к 3 годам — 5 человек, остальные — к 5 годам лишения свободы условно со ссылкой на Север. Приговоренных к ИТЛ отправили в Мариинский концлагерь Сиблага. Куда были отправлены спецпереселенцы, приговоренные к ссылке, неизвестно, но то, что не в Чаинский район, это точно. В одной из сопроводительных на этапирование упоминается Белбалтканал.[...]
Неизвестны фамилии погибших, нет возможности назвать арестованных — этот список занял бы много места. Но назвать людей, проводивших расследование, считаю необходимым.
Постановление о взятии под стражу вынес уполномоченный Томского оперсектора ОГПУ Ушаков, им же предъявлено обвинение и составлено обвинительное заключение, согласие дал оперуполномоченный особого отдела ОГПУ Романов. Арестованных допрашивали оперуполномоченные Томского сектора ОГПУ Ковалев, Пестерников, Якимчук, уполномоченные ОГПУ по Чаинскому району Гладких, Белоусов, сотрудники следственно-оперативной группы Косаченко, Балашов.
Можно только предполагать, как сложилась их судьба в дальнейшем. Возможно, во второй половине тридцатых попали в ту глубокую яму, которую усердно копали другим, может погибли на войне, а может, дожив до глубокой старости, умерли своей смертью.

Позже многие оставшиеся в живых участники восстания были вновь репрессированы, некоторые — расстреляны.

-5

Поклонный крест

Поклонный крест памяти погибших участников Чаинского восстания 1931 года
Поклонный крест памяти погибших участников Чаинского восстания 1931 года

21 июля 2015 года при въезде в село Крыловка Бакчарского района был установлен Поклонный крест памяти погибших участников Чаинского восстания 1931 года.

Освящен настоятелем Прихода храма Успения Божией Матери в селе Бакчар иереем Святославом.

-7

Чаинское восстание.
Опыт документального театра в музее

В сентябре 2016 года, в Томском областном краеведческом музее состоялась премьера спектакля «Чаинское восстание (опыт документального театра в музее)» о крупнейшей в Сибири попытке раскулаченных и спецпереселенцев свергнуть Советскую власть. Документальную драму по тексту Михаила Калужского на сцене музея разыграли актеры Томского ТЮЗа под руководством режиссера Вячеслава Гуливицкого.

Отрывок из спектакля «Чаинское восстание»:

Чтобы мы не передохли, давали паек в виде муки, рыбы, сахара и крупы. Печь, варить приходилось на кострах. Некоторые уже сумели в земле сделать печи. Норма была 200 грамм иждивенцу, 300 или 400 граммов детям. Туго приходилось. Запасы домашних продуктов у всех иссякли, перешли на паек. Спустя месяц нас расселили по поселкам. Дело шло к августу. Поспевать стали шишки. Пойдет отец с топором, срубит кедр, принесет шишек, а мы их варим, печем. Так сбивали голод. А у озера около нас густо рос подорожник. Рвали его, мелко крошили, варили, а заправляли мукой. Вкусно было! … Взрослых начали заставлять работать: корчевать лес, разрабатывать поляны. Увеличили им и паек. У рабочих он был свой. Вскоре привезли откуда-то лошадей. Но голод, как говорят, не тетка. Стали убивать этих лошадей самовольно такие, как мы. Зарезали дед с отцом лошадь, заготовили мяса, наварили, наелись до отвала. Начался понос … Печеный хлеб — 300 грамм в сутки или 6,5 килограмм муки в месяц на едока, и только занятым на работах по освоению колонизационного фонда выдавать 500 грамм в день печеного хлеба или 10,8 кг муки в месяц.

Неработающим паек выдавался на месяц: восемь килограммов муки и два килограмма соленой рыбы.

В спектакле не только про само восстание, но и про то, как сегодня трудно найти способ для понятного зрителю разговора на болезненные исторические темы. Поэтому начинается действие с появления в музее каких-то молодых «специалистов по музейным инновациям», которые предлагают сделать экспозицию о восстании «прикольнее», соорудить какой-нибудь квест, что ли. Один юный специалист при этом долго всматривается в старое фото с крестьянами — «где-то я его уже видел». Ошалевшие музейные работники сначала против этих игрушек, а потом решают попробовать.

И вот «молодые специалисты по инновациям», переодевшись, разыгрывают сцены из прошлого. Крестьянка с младенцем, который то ли жив, то ли уже мертв. Парень в обносках рассказывает, как можно сварить суп из подорожника, когда вся семья уже пухнет с голода… Они пытаются понять невероятное: как голодные, лишенные всего, затерянные в глухой тайге люди вдруг находят в себе силы на протест? Это запредельный героизм или предсмертное отчаяние, когда терять уже все равно нечего?

Отрывок из спектакля «Чаинское восстание»:

В дверь постучали и в землянку вошли мужики в обычной одежде с ружьями. Бабушка заворчала, один мужик с ружьем ударил ее. Затем подошел к отцу, который лежал больной тифом, и начал его трясти со словами: «Притворяешься?» Другой мужик сказал: «Оставь его. Не видишь, что больной…» Потом всех лебяжьинских мужиков и женщин вывели из землянок и положили на землю по кругу лицом вниз: голова к центру круга, ноги — наружу. Детей и подростков не трогали. Верховые оставили одного караулить лежащих, а сами уехали. Лежащие отпрашивались в туалет и возвращались. Мы не плакали, так как не понимали, что происходит. Потом кто-то дал караульному знак, и он уехал… Дядя одноклассника спрятался в сарае, военные требовали выйти. Наконец, испуганный, он переступил порог, но тотчас возвратился в сарай. Так сделал несколько раз. А как только вышел совсем, военные под штыками повели его. Метрах в двухстах от его хижины на глазах у семьи положили его вниз лицом сбоку дороги и расстреляли в затылок.
На той стороне реки Парбига был детдом, там проходила дорога — тракт. Видимо, уже подвезли войска усмирять неспокойных. Вот я тогда услыхал оружейную и пулеметную стрельбу. Были и стычки. Это скорей расстрел восставших. Так в Бундюре, я не видел, а говорили, в районе красной школы расстреляли десяток…. Трупы лежали густо, как снопы в поле. В начале августа стояли знойные дни, и они начали быстро разлагаться. Кругом стоял невыносимый запах… Каратели собрали мужчин, которые были дома, приказали лечь на землю и стреляли через одного.

Мы очень мало знаем про то, как все было на самом деле, признается автор текста «Чаинского восстания» Михаил Калужский. Хотя перед тем, как взяться за этот проект, он объехал весь Чаинский район, разговаривал с потомками тех спецпереселенцев:

Люди в тех краях о Чаинском восстании помнят, точнее, живых-то свидетелей уже не осталось, конечно. Мы нашли только одного старика, ему 92 года и у него совсем какие-то детские воспоминания только сохранились. Но остальные прекрасно помнят рассказы своих родителей, дедов об этих событиях. Но одно дело память, другое дело проговорить это прошлое вслух. Мы нашли сына одного из спецпереселенцев, и вот мы с ним в пустом уже доме разговариваем, живут они вдвоем с женой, дети и внуки разъехались. Он мне рассказывает о тех событиях то, что рассказывали ему его предки. В какой-то момент из сеней заходит в комнату его жена и говорит: «Дед, заканчивай давай эти свои рассказы, ты не боишься, что ли? Вон на камеру твои рассказы записывают, и не известно еще, что из этого выйдет?»

Заканчивается спектакль «Чаинское восстание» тем, что тот самый юный «специалист по музейным инновациям» все-таки вспоминает, где и когда видел он эту фотографию с крестьянами. В альбоме своей бабушки. И на сцене появляется зеркало, по которому плывет список участников того восстания, приговоренных к разным срокам. От людей остались только имена. А от расстрелянных не осталось и имен. Их скидывали в общие ямы. В зеркале зрители видят не только список с крестьянскими именами, но и себя.

-9

Смотрите подборку материалов о Чаинском восстании на сайте музея.

Источники и литература: