Найти тему
Littleone

Отдых с детьми: что обязательно надо увидеть в ЦВММ в Петербурге?

Оглавление

Для тех, кто соберется в Центральный военно-морской музей имени Петра Великого с детьми, например, в День ВМФ-2023, «Литтлван» вспоминает рассказ о 15 экспонатах, с которых стоит начать знакомство с ЦВММ.

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

1. Ботик Петра I

В 1688 году, когда Петру I было 16 лет, в амбаре села Измайлово он обнаружил необычное судно. Франц Тиммерман, учитель юного монарха, объяснил, что это английский бот, который может идти как по ветру, так и против него. Именно с этого ботика начнется любовь Петра к мореходству. На нем он будет учиться морскому делу на реке Яузе, на Просяном пруду, а затем — ходить под парусом на Плещеевом озере.

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Долгое время ботик хранился на территории московского Кремля. В 1723 году в честь празднования второй годовщины подписания Ништадского мирного договора судно прибудет в Петербург, где его торжественно встретят корабли Невского флота. Петр I (под именем Петра Михайлова) во время парада в Кронштадте будет приветствовать корабли Балтийского флота именно на нем, прозвав его «дедушкой русского флота».

Бот прошел вдоль строя линейных кораблей и других судов, корабельные орудия салютовали ему. После завершения парада судно установили на Государевом бастионе Петропавловской крепости. Лишь в 1940 году ботик Петра I был передан Центральному военно-морскому музею, где находится по сей день.

2. Royal George

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Особое место в коллекции музея — собрание корабельных моделей Петра I. Многие из них были приобретены во время Великого посольства — заграничной поездки царя в Европу, а часть подарили европейские монархи.

Одной из самых больших петровских моделей можно считать английский 100-пушечный корабль I ранга «Король Георг» (Royal George). Она установлена на оригинальную карданную подвеску: эта конструкция позволяла изобразить морскую качку. С помощью модели можно изучить внешнее строение корабля, посчитать его мачты и узнать их названия, найти марсовую площадку, выяснить, для чего она используется, рассмотреть декор носа и кормы корабля, к слову, такие украшения будут характерными для флота в XVII–XVIII вв, но в дальнейшем от них откажутся ради лучшей маневренности судна.

3. «Единорог»

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

С середины XVIII в. на вооружение российской армии поступили пушки «Единорог», созданные по проекту артиллеристов М. В. Данилова и С. А. Мартынова. Своим названием они обязаны графу Петру Шувалову, который курировал проект: на фамильном гербе Шуваловых был изображен единорог, и это мифическое существо часто изображали на дуле пушки.

Главным новшеством «Единорога» была зарядная камора конической формы. Благодаря этому упрощалось заряжение, увеличилась скорострельность и улучшалась баллистика. «Единорог» был легче по сравнению с другими орудиями, такая пушка могла стрелять как бомбами, так и ядрами. В музее представлена экземпляр, специально изготовленный как учебное пособие для Морского кадетского корпуса.

4. Носовые украшения

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Долгое время корабли разных стран богато украшались скульптурными элементами. Они устанавливались как на корме, так и на носу. Носовые украшения или ростры чаще всего были символическими фигурами, которые отражали или название корабля или имя его небесного покровителя. В Российской империи они часто изготавливались в виде двуглавого орла — символа государства. В постоянной экспозиции музея представлены 14 носовых украшений. Четыре находится в атриуме: от фрегатов «Князь Пожарский», «Александр Невский», корветов «Богатырь» и «Витязь».

Фрегат «Александр Невский» спустили на воду в 1861 году. Впоследствии он ходил в составе Атлантической эскадры к берегам Северной Америки. В 1867 году корабль вышел в плавание вокруг Европейского континента в Черное море. Во время похода судно попало в шторм и разбилось о камни. После происшествия носовую фигуру — Александра Невского, облаченного в кольчугу, с мечом в руках — отправили в Кронштадт, а затем передали в музей.

5. Французская галера

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Особое место в петровском флоте занимали галеры. Благодаря им были одержаны первые военные победы России на морских просторах. Галера — судно с косыми парусами и веслами. Это военный корабль, поэтому на его носу установлены пушки, а по бокам — фальконеты.

Для знакомства с этим видом судна в музее представлена модель французской 26-баночной галеры. Она изготовлена в Париже в 1640-х гг. для короля Людовика XIII и подарена Петру I во Франции в 1717 г. герцогом Орлеанским. На модели весла собраны вместе и убраны внутрь. Настоящие же галерные весла находятся напротив модели. Длина каждого — 13 м, а вес — 96 кг. Они сделаны из цельного березового ствола, к их концам приделывали деревянный брус с выточенными в нем ручками. Одним веслом управляли 6 человек, которым важно было не сбиться с ритма и не нарушить синхронность движения.

6. Модель «Ретвизан»

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

84-пушечный корабль «Ретвизан» был заложен 17 сентября 1854 года на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, а ровно через год был спущен на воду и вошел в состав Балтийского флота. В конце 50-х годов XIX в в составе эскадры корабль совершил плавание в Средиземное море, затем находился в составе паровых кораблей в Балтийском море. В 1863 г. паровую машину сняли с корабля. Через 11 лет судно станут использовать как корабль-цель при испытаниях артиллерийского орудия.

Именно на модели «Ретвизана» посетители музея могут увидеть свернутые вдоль палубы матросские койки: это постель матроса в виде гамака. Сам гамак сшивался из двух полотнищ парусины. Состоял комплект подвесной матросской койки из матраса, головной подушки, одеяла из верблюжьего сукна, двух простыней и двух наволочек.

7. Ял с яхты «Штандарт»

В музее есть не только модели кораблей, но и настоящие судна. Одним из них является 4-весельный ял с императорской яхты «Штандарт».

Наследников престола обучали различным наукам и искусствам, в том числе и морскому делу. Ял предназначался для юного цесаревича Алексея — сына Николая II. На таком судне он должен был обучаться хождению под парусом.

Ял и сама яхта изготовлены в Дании в 1895 г. «Штандарт» был любимым у последней императорской семьи. Именно на этом корабле часто принимали официальных лиц от других государств. Из 6 императорских яхт, находившихся в составе Балтийского флота на 1 января 1917 года, только две — «Полярная Звезда» и «Штандарт» — не были разобраны на металл в 1920-е года.

«Штандарт» несколько раз переоборудуют и переименуют за свою долгую историю службы военно-морскому флоту. Он даже станет участником Великой Отечественной войны. Лишь в 60-е года он будет выведен из строя и разобран.

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

8. Картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия»

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Про талант Ивана Айвазовского, знаменитого российского художника-мариниста, нам говорит один эпизод. Однажды император Николай I вышел на пароходе в море вместе с Иваном Константиновичем и кричал ему «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!». Осыпанный почестями и званиями, живописец до конца жизни продолжал писать морские пейзажи: всего ему приписывают создание более 6000 работ. Некоторые из них хранятся в коллекции музея. Например, одна из последних работ художника, «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», которой он отпраздновал свой юбилей. Картина наилучшим образом передает тенденции в области кораблестроения — парусный флот уступает место паровому, парусники сменяют броненосцами.

9. Подводная лодка конструкции С. К. Джевецкого

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Степан Карлович Джевецкий — российский инженер-изобретатель XIX в. В 1877 г. он служил на пароходе «Веста» и принимал участие в бою с турецким броненосцем «Фехти-Булленд». Именно во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он пришел к выводу, что наиболее эффективным средством борьбы с надводными кораблями является подводная лодка. Его детище — самую первую серийную подводную лодку в мире — можно увидеть в экспозиции музея. Это проект 1881 года, который был реализован в количестве 50 штук, — настоящий дар Нептуна Российскому военно-морскому флоту, огромный скачок в кораблестроении и невидимая угроза, которая навсегда изменила морскую войну. За счет чего она двигалась? Чем была вооружена? Как долго экипаж мог находиться под водой? Найти ответы эти вопросы можно в стенах ЦВММ.

10. Крейсер «Варяг»

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

В ночь на 27 января (8 февраля по новому стилю ) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо японской эскадрой адмирала Урио Сотокити блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Выбор был невелик: сдаться или принять неравный бой! 2 русских корабля против 14 японских — задача невыполнимая. Командир «Варяга» капитан 1 ранга Руднев и командир «Корейца» капитан 2 ранга Беляев, офицеры и матросы приняли решение — сражаться. В течение часа героически они противостояли врагу, а затем взорвали канонерскую лодку и затопили крейсер. Но флаги не спустили и врагу не сдались, чем вписали свои имена в историю.

Быстроходный и хорошо вооруженный «Варяг» считался одним из лучших и красивейших кораблей в своем классе. В музее можно познакомиться с детализированной моделью легендарного крейсера, узнать все о его устройстве, увидеть настоящие предметы, сохранившиеся после боя у бухты Чемульпо.

11. Самолет «И-16»

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

В атриуме музея размещен настоящий боевой самолет времен Великой Отечественной войны. Это знаменитый истребитель «И-16» или «ишачок», как его ласково называли наши летчики. На этом самолете совершал свои подвиги летчик военно-морской авиации Северного флота, дважды Герой СССР Борис Феоктистович Сафонов: он сбил на нем в воздушных боях 14 самолетов противника, о чем свидетельствуют 14 звездочек на фюзеляже.

12. Перископ

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Среди музейной коллекции есть и настоящий перископ с подводной лодки «Щ-303», прошедшей Великую Отечественную войну в составе Краснознаменного Балтийского флота. Перископ — это обязательный оптический прибор на подводной лодке. Внедрение в технические системы современных субмарин новых устройств не понизили его роль. Они лишь дополнили его возможности, сделав подводную лодку более «зрячей» при плохой видимости в условиях снега, дождя, тумана и т. д.

Простейшая форма перископа — труба, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклоненные относительно оси трубы на 45 градусов. С момента появления подводных лодок перископы на них используют для наблюдения при нахождении субмарины в подводном положении, на так называемой перископной глубине. В музее можно заглянуть в перископ и почувствовать себя командиром подводной лодки.

13. Водолазные костюмы

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Одна из самых нужных и опасных морских профессий — водолаз. В ЦВММ собрано много материалов, посвященных истории водолазного дела в России. В том числе можно увидеть водолазные костюмы — скафандры и разные приспособления, которые использовались для работы на глубине.

Если учесть, что водолазный шлем мог весить 20 кг, только один специальный ботинок — 10, а весь комплект — около 80 кг, можно представить, насколько тяжела была служба водолаза. Но без них не обойтись при спасательных, поисковых и других очень важных работах под водой.

14. Баллистическая ракета Р-11ФМ

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ

Самый большой экспонат музея — баллистическая ракета Р-11ФМ. СССР стал первой страной, обладавшей подводными лодками с баллистическими ракетами: в сентябре 1955 г. впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки.

Ракета комплектовалась головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 килотонн, обладала дальностью полета до 150 км и достаточной точностью попадания. Таким образом, было положено начало созданию советского ракетоносного подводного флота и морских стратегических ядерных сил.

15. Крейсер «Свердлов»

«Свердлов» относится к крейсерам проекта «68-бис». Это были одни из первых послевоенных проектов и последняя серия чисто артиллерийских крейсеров в СССР. Они могли нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. Корабли «68-бис» типа «Свердлов» оснащались суперсовременным для своего времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

Эти крейсера были наиболее совершенными и самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота.

Есть у этого корабля интересная история. В начале 1953 г. советские ВМС получили приглашение принять участие в морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации ее Королевского величества Елизаветы II. Выбор пал на новейший крейсер «Свердлов». Посетив музей, можно узнать о том, как разворачивались события на Спитхедском рейде.

  предоставлено ЦВММ
предоставлено ЦВММ