Найти в Дзене
Записки психолога

Юнг и Петр Дамаскин.

Этот пост родился как довесок к предыдущему. Точнее, к той его части, где говорится о теневой стороне психики.
Напомню, что «тенью» считаются вытесненные переживания, чувства и свойства личности, которые человек не принимает в себе и обозначает их как «плохие» или даже опасные. В ходе терапии обычно человек знакомится с собой, начинает осваивать вытесненные в бессознательное куски психики, лучше и полнее осознает себя, начинает понимать, что то, что он обозначил «плохим» не всегда плохо, а в осознанном виде содержит энергию и потенциал.
Не зная себя, мы не можем собой владеть и пользоваться собственной психикой себе во благо, не можем ощутить полноту жизни, ибо эту полноту мы отражаем внутри себя (или не отражаем).
Обо всем этом много писал Юнг.
При чем же здесь Петр Дамаскин?
Этому христианскому святому принадлежат слова: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, как песок морской».
Казалось бы, парадокс: как душевное здоровье связано с множеством

Этот пост родился как довесок к предыдущему. Точнее, к той его части, где говорится о теневой стороне психики.

Напомню, что «тенью» считаются вытесненные переживания, чувства и свойства личности, которые человек не принимает в себе и обозначает их как «плохие» или даже опасные.

В ходе терапии обычно человек знакомится с собой, начинает осваивать вытесненные в бессознательное куски психики, лучше и полнее осознает себя, начинает понимать, что то, что он обозначил «плохим» не всегда плохо, а в осознанном виде содержит энергию и потенциал.

Не зная себя, мы не можем собой владеть и пользоваться собственной психикой себе во благо, не можем ощутить полноту жизни, ибо эту полноту мы отражаем внутри себя (или не отражаем).
Обо всем этом много писал Юнг.

При чем же здесь Петр Дамаскин?
Этому христианскому святому принадлежат слова: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, как песок морской».

Казалось бы, парадокс: как душевное здоровье связано с множеством собственных грехов? Ведь «как песок морской» - это значит в великом множестве)))

Важно заметить, что святой говорит не просто о множестве грехов, а о духовном опыте личности, который позволяет их ВИДЕТЬ.

Очевидно, Дамаскин имеет в виду не смертные грехи, а осознавание всех нюансов и наклонностей собственного сердца. И принятие их.

И Дамаскин, и многие христианские святые говорили о том, что здравие души заключается в знании и вИдении собственных грехов (особенностей, то есть, по сути, той же «тени», о которой писал Юнг).

К сожалению, гораздо чаще мы наблюдаем осуждающих поборников «морали», весьма далеких от осознания собственной «тени» и собственных «огрехов»…

Важно также понимать, что и Юнг, и христианские святые были убеждены, что исследование собственной «теневой» стороны требует решимости, времени и… «зеркала», то есть – присутствия другого, более опытного человека (психолога или священника).

#Психология #христианство #психотерапия #духовность #теневая_сторона #грехи #душевное_здоровье #ЕленаYa