Когда я проходила обучение в Эрмитаже, особое внимание лекторы уделяли истории формирования коллекций музея. Для меня и большинства моих сокурсников эта часть лекций была не интересна. Казалось, зачем заучивать, откуда появился тот или иной шедевр, главное, он находится в залах музея и им можно любоваться.
Затем, я закончила курс “Искусствоведение”, где опять говорили о необходимости знать судьбу произведения, и в моем лексиконе появилось новое слово - провенанс, буквально обозначающее “биография картины”.
Биография произведения, как биография человека - это его судьба. С тех пор, я стараюсь изучить провенанс работы, тем самым я проявляю уважения к их судьбе, а еще это расширяет кругозор - ведь экспонатом могли владеть люди с загадочной историей или жизненный путь полотна был наполнен невероятными приключениями.
Коммерсант Гоцковский: удачи и провалы в бизнесе.
Но вернемся к Эрмитажу и к Екатерине II, которая считается его основательницей. Покупка в 1764 году коллекции из 317 картин голландских, фламандских и итальянских мастеров положила начало собранию шедевров музея.
Коллекция была выкуплена у берлинского коммерсанта, банкира и владельца нескольких мануфактур И.С. Гоцковского.
По заказу короля Пруссии Фридриха II, который слыл большим любителем живописи, Иоганн Эрнст Гоцковский закупал картины для королевского собрания. Из-за проигрыша Пруссии в Семилетней войне, Фридрих II коллекцию не выкупил. Вложив неудачно деньги в русское зерно, бизнесмен предложил погасить долг перед Екатериной II собранной им коллекцией живописных работ.
Императрица не упустила повода еще раз подчеркнуть свою просвещенность и показать могущество Российской империи. Так Зимний дворец наполнился живописью. Когда здание Эрмитажа, заказанное Екатериной II для уединенных аудиенций с доверенным кругом лиц, было построено, картины переехали туда.
Эмиссар Екатерины II князь Владимир Долгорукий.
Коллекция состояла из 270 «наилучших и наипрекраснейших картин», а также 90 полотен, подлинность авторства которых была под сомнением. Собрание принимал и оценивал посол России в Пруссии князь Владимир Долгорукий. Князь отлично разбирался в искусстве, дружил с Дидро, Вольтером, был вхож в лучшие европейские дома и по просьбе императрицы “охотился” за шедеврами живописи, скульптуры и прикладного искусства.
Работы Тициана, Рафаэля, Веронезе, Рубенса, Ван Дейка, Йорданса прибыли в Россию. Некоторые работы позже были подарены приближенным к императорской семье лицам за заслуги перед Отечеством или стали дипломатическими подарками европейским монаршим особам. Часть коллекции была продана Николаем I, а затем большевиками. Сегодня в Эрмитаже сохранилось около 100 картин из первого поступления.
Шедевры коллекции И.С. Гоцковского.
Якоб Йорданс, «Аллегорический семейный портрет», начало 1650-х гг. 178,4x152,3 см
Представитель фламандской школы живописи, работал в мастерской Рубенса, после смерти мастера стал ведущим художником Фландрии.
На картине аллегорическое изображение сцены помолвки. Для современников Йорданса прочитать картину не составило бы труда, а для нас потребуется расшифровка символов: бог любви Купидон направил стрелу в сердце главной героини и намекает о ее влюбленности, гвоздики - символом помолвки, попугай на руке девушки указывает на верность, а цветочные венки – знак чистоты и целомудрия.
Ян Стен, «Гуляки», 1660 г., 39x30 см
Люблю рассматривать картины этого голландского художника, писавшего забавные бытовые сцены из повседневной жизни современников. На миниатюрных холстах он рассказывает целую историю, с помощью символов, юмора и профессионально мастерства.
Действие картины происходит в кабачке, принадлежащем художнику, где он и его супруга Маргарет, отдыхают после рабочего дня. Беспорядок, бокал в руках спящей героини, атмосфера - все это передано с любовью, теплотой, долей юмора и подчеркивает счастливую семейную жизнь мастера.
Франс Хальс, «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», ок. 1650 г., 80x66,5 см
Художник прославился в портретном жанре. Его визитная карточка - это улыбки героев его полотен. Хальс не подписывал картины, считая свой стиль уникальным. Ван Гог писал, что мастер использует в своих работах 27 оттенков черного.
Имя молодого человека неизвестно, но перчатки подчеркивают его принадлежность к обеспеченной семье. В старой литературе этот портрет называли “портретом врача”.
Подпишитесь на мой канал "Яна Зеленская - художник об искусстве" и первыми читайте новые публикации!