В 1958 года Эдгар Варез создал одно из самых интересных произведений авангардной музыки XX века: "Электронная поэма".
Оно заслуживает отдельного разговора, поскольку не предназначалось для концертного исполнения, а создавалось как часть синэстетического целого, включавшего в себя архитектурное пространство (тоже весьма необычное), самые современные на тот момент технические средства записи и трансляции звука, и своеобразный "космизм", свойственный Варезу и его единомышленникам - архитектору Ле Корбюзьё и его ассистенту, архитектору и композитору Яннису Ксенакису.
Музыка как часть архитектуры
"Электронная поэма" была заказана Варезу для обеспечения непрерывно звучащей звуковой среды внутри павильона фирмы "Филипс" на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Павильон, спроектированный Ле Корбюзьё имел крайне своеобразную "инопланетную" форму, асимметричную и устремленную вверх. Все чертежи выполнил Ксенакис, который, собственно, и руководил строительством.
У многих, наверное, сразу возникнет ассоциация с памятником Покорителям космоса на ВДНХ, под которым расположен московский Музей космонавтики. Конкурс на памятник завершился в мае 1958 года, победил коллективный проект, а сам памятник был воздвигнут позже (в 1964 году). Несмотря на совершенство линий, он конструктивно проще, чем павильон Ле Корбюзьё.
Для сравнения - павильон СССР на выставке в Брюсселе 1958 года. Тоже неплохо, но не столь смело и оригинально, как у Ле Корбюзьё. Тут заметны отсылки к традиционным образцам, в том числе Хрустальному дворцу в Лондоне (создан к Всемирной выставке 1851 года, сгорел в 1936 году).
Описывая перед заказчиками свой будущий павильон, Ле Корбюзьё сразу оговорил его тесную связь с музыкой:
В этом помещении зазвучат симфонии, изображающие в музыкальных формах раскрепощенные силы электроники. Представление будет включать изображения, цветные и музыкальные ритмы. Электронная поэма соединит воедино то, что до этого можно было воспринимать раздельно: кинофильм, музыкальную запись, цвет, слово, шум и тишину. Действие поэмы будет разворачиваться перед 500 зрителями в продолжение 10 минут на каждом сеансе (цитата отсюда: https://corbusier.totalarch.com/philips).
Подразумевалось то, что сейчас именуется термином мультимедиа. Варез, вышедший из длительного творческого кризиса, прибыл в Эйндховен и с энтузиазмом взялся за дело: создать произведение, рассчитанное только на электронное звучание и включавшее в себе целый мир, но при этом не подразумевавшее непрерывного слушательского внимания. Звук распространялся по павильону с помощью 400 репродукторов, погружая посетителей в особую стереофоническую среду.
Изнутри павильон напоминал форму желудка, постепенно "переваривавшего" посетителей - или форму матки, из которой рождался духовно обновленный человек. На входе и выходе звучали композиции Ксенакиса (который принял участие и в "Электронной поэме" Вареза - примерно 2 минуты музыки из 10 принадлежат Ксенакису).
Старинная метафора "Архитектура - застывшая музыка" неожиданно приобрела реальное воплощение, однако и музыка стала частью архитектуры.
Поэма о космосе и человечестве
Парадоксальным образом, из сочетания монументального по своей природе искусства (архитектура) и эфемерного (музыка) уцелело лишь эфемерное. Павильон после выставки был разобран и существует только на фотографиях. Фильм с мультимедиа тоже доступен лишь в описаниях. А музыка Вареза сохранилась и может звучать совершенно самостоятельно.
Название "Электронная поэма" должно было относиться ко всему павильону со всем его содержимым, но закрепилось за произведением Вареза, приобретшим полную автономность.
Тем не менее, в оригинале музыка сопровождала фильм, придуманный Ле Корбюзьё с точным хронометражем.
Варез возражал против того, чтобы в определенных местах поверх его музыки звучал голос Ле Корбюзьё, пояснявший не вполне понятные моменты инсталляции. В итоге голос убрали, оставив только меняющееся освещение и множественный видеоряд (сменяющиеся фото и висящие на стенах постоянно).
В 2010 году была предпринята попытка виртуальной реконструкции павильона и его содержимого, на основе снятого в 1958 году голландского документального фильма о сооружении павильона.
Музыку Вареза можно послушать в современном стереозвучании. Есть записи на 8 минут (это только Варез), а есть с двухминутным вступлением и заключением Ксенакиса ("конкретные" шумы, своего рода акустический занавес, отделяющий обыденную реальность от художественной, существующей внутри павильона). "Электронная поэма" Вареза начинается с ударов колоколов.
--
"Электронная поэма" - и павильон Ле Корбюзьё, и сочинение Вареза - мыслилась как произведение искусства будущего, когда обновленное и духовно раскрепощенное откроет для себя другие измерения, внешние и внутренние.
Замысел опирался на достижения тогдашней науки и устремлялся в фантастические дали.
Мне эти идеи очень близки. И пусть человечество в немалой своей части предпочло уйти куда-то вбок, по кривой дорожке.
В будущем оно, думаю, вернется на правильный путь - ввысь.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".