О любимой Петроградской стороне, коммунальной квартире, где прошло детство героини, о родителях, соседях и чувстве Родины рассказывает Ольга Лахтина (фамилия изменена).
Дедушке выдали ордер на две комнаты
Я родилась и 13 лет прожила в коммунальной квартире на Петроградской стороне. Наши родные поселились здесь ещё во время войны. Мой дедушка всю блокаду оставался в Ленинграде, работал столяром. Дом на Крестовском острове, где он жил с семьёй, разобрали на дрова в 1942 году. Поэтому дедушке выдали ордер на две комнаты в доме № 7 по Лахтинской улице. У нас до сих пор сохранился этот документ, подтверждающий переселение.
Жильцы квартиры, в которую переехали мои родные, были эвакуированы. Но после снятия блокады никто из них в Ленинград не вернулся. Так наша семья осталась жить на Петроградской стороне. В этой квартире я прожила с рождения до 1981 года.
Эрик был в том детском эшелоне
В коммунальной квартире было три комнаты. Две из них занимали мы, в третьей жила соседка – тоже поселилась здесь в 1942 году. Ещё до блокады она пыталась эвакуироваться с четырёхлетним сыном Эриком. Они ехали в том самом детском эшелоне, который разбомбили немецкие самолёты. Эта трагедия произошла 18 июля 1941 года на железнодорожной станции Лычково Ленинградской области. Тогда тысячи детей погибли. Соседка с сыном чудом выжили. Рассказывала, что сутки в речке простояли. Не выйти было. Налетали новые самолёты и снова бомбили... Там было настоящее месиво.
С того эшелона в Ленинград вернулись единицы, в том числе соседка с сыном. Но ребёнок заболел и вскоре умер. Я видела его фотографию – малыш на деревянной лошадке-качалке. Эрик похоронен на Серафимовском кладбище в братской могиле – недалеко от входа, где Вечный огонь.
После войны соседка родила девочку. Но воспитывала дочку одна. С мужем – служил на Балтийском флоте – они развелись. Соседка умерла в 2000 году (была 1914 года рождения). Комнату, в которой она жила, приватизировала её внучка.
В наши комнаты заходить не могу
В 1981 году наша семья переехала на Гражданку в новую квартиру (Гражданский проспект, Калининский район). Но до сих пор при каждом удобном случае приезжаю в свою прежнюю квартиру. Бываю в комнате нашей бывшей соседки. Внучка-то её живёт в Италии, в Петербург приезжает время от времени. Ну и я тут как тут. Мы одного возраста, дружим.
Удивительно, но комната её бабушки выглядит так, как будто прежняя хозяйка вышла в магазин и скоро вернётся. В комнате стоит буфет по моде 1950-х – светлое дерево. Знакомый мне с детства круглый стол со скатертью. На том же месте кровать, диван, шкаф, ножная швейная машинка. И книжки все знакомые. Фотография Эрика за стеклом в буфете. Вообще, здесь всегда очень хорошо и уютно. Спрашиваю у внучки: почему не продашь комнату? Говорит: «Это моя Родина».
Что касается наших двух комнат, там уже два раза менялись жильцы. Так же живут семьи с двумя детьми, как и мы когда-то жили. С тех пор, как мы уехали, я в наши комнаты ни разу не заходила. И не хочу. Пусть там останется моё счастливое детство – то прекрасное время, когда наша семья была вместе.
Моя мама так и не переехала в новую квартиру. Она умерла молодой, это произошло 10 мая 1981 года. Похоронили её на Серафимовском кладбище, где также похоронен дедушка, его не стало в 1951 году.
О папе
В новую квартиру мы переехали втроём – я, папа и сестра. Мне было 13 лет. А в школу я так и продолжала ездить с Гражданки на Петроградскую. И к соседке бывшей, пока она была жива, постоянно приезжали в гости. Петроградская сторона и для папы стала родной, ему было 10 лет (1932 года рождения), когда он с родителями переехал на Лахтинскую…
На этой фотографии мой папа в нашем старом дворе с друзьями (второй справа). Четыре друга сидят на скамейке. Мне нравится этот снимок, от него веет светом и теплом, он очень хорошо передаёт атмосферу послевоенного Ленинграда.
Папа был спортивным парнем, играл в футбол в юношеской команде «Динамо». В нашем семейном альбоме сохранились старые фотографии, которые напоминают об этом времени.
О любимых местах
Петроградская сторона – это моё детство, моя жизнь, моя любовь. Какие-то особо любимые места выделить трудно. В первую очередь, конечно же, это родная Лахтинская – красивая зелёная улица, где я выросла. Она небольшая, но очень уютная.
Ещё одно из любимых мест – Дерябкин рынок на Малом проспекте. Официальное название рынка – Приморский – не прижилось. Как до революции, так и в советское время его называли Дерябкиным – по фамилии главного арендатора, купца Степана Дерябкина. Сейчас в здании рынка находятся различные магазины, кафе, служба быта...
Мне нравится, как сейчас выглядит Петроградская сторона. Долгое время дома здесь стояли с ободранной штукатуркой – больно было смотреть. Сейчас большинство зданий отреставрировали. Район преображается. Чудо, как красиво стало...
Дорогие друзья! Если вы родились и выросли в Ленинграде, поделитесь, пожалуйста, своей историей. Расскажите о доме, в котором вы жили. С кем дружили, во что играли, о чём мечтали?
Читайте другие ЛЕНИНГРАДСКИЕ ИСТОРИИ
Подписывайтесь на мой канал. Удачи всем и до новых встреч!
Фото автора