Культура Китая - одна из самых древних и самобытных в мире, оказала большое влияние на развитие всей цивилизации. При словах "китайский фарфор", мы обычно представляем предметы декора, украшенные драконами, фантастическими животными, сценками с восточным колоритом. Но оказывается китайский фарфор был и другим!
Не возьмусь пересказывать запутанную историю китайской государственности, затрону лишь одну из её страниц. Более полувека прошло с начала одного из самых жестоких периодов китайской истории, так называемой “культурной революции”, длившейся с 1966 по 1976 год. В 1966-м, с благословения Мао Цзедуна, по всей стране были организованы отряды красных охранников (хунвэйбинов ) из числа радикальных студентов и молодых рабочих (цзаофани)
Хунвэйбины и цзаофани крушили все на своем пути: хватали, убивали или отправляли в трудовые лагеря мнимых врагов, уничтожали книги, картины и вообще любое старое искусство. Они считали своей миссией заменить всё портретами Мао и книжками его цитат: "Мы - красные охранники председателя Мао. Мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвем и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из Америки и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет председателя Мао"
Разрушались архитектурные памятники, монастыри, сжигались миллионы старых книг, картины, произведения искусства, в том числе и традиционный китайский фарфор. Террор захватил все области жизни, классы и регионы страны. Гонению подвергались интеллигенция, художники и мастера. Их ссылали на “перевоспитание”, отправляли в тюрьму. Уничтожалось все, что хоть косвенно относилось к понятию “старая культура”
Изменился и вид традиционного китайского фарфора. На смену знаменитым на весь мир тонкостенным, изящным предметам ручной работы, в буквальном смысле растоптанных сапогами, пришел новый стиль. Примитивные формы, пропитанными идеологией, основой которой была жестокость. Тему "казни" в фарфоре я встречаю впервые. Здесь же она обыгрывается в различных вариантах…
Художники культурной революции создавали идеологически верные скульптуры и фарфоровые панно, предназначенные для установки в общественных местах. “Правильные” изделия приобретались в качестве подарков, которыми обменивались члены повстанческих организаций и представители китайской верхушки
После смерти председателя Мао в 1976 г., Китай изменил свой внутренний курс. Про период “культурной революции” постарались забыть. Многие предметы искусства периода 1966-1976 гг. были выброшены на помойку, позабыты, позаброшены. И уцелели только в коллекциях антикваров
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!