Найти тему
Я люблю кино

От Кремля до Голливуда: влияние выходцев из Российской империи на американский кинематограф

Об истории основания Голливуда ведется много споров. Место появления всей американской киноиндустрии было создано еврейскими эмигрантами из разных стран, когда-то входивших в состав Российской империи.

Братья Уорнеры, основавшие студию Warner Bros, происходили из польской деревни Красносельц, которая раньше была частью Российской империи. Позже для благозвучности братьям пришлось менять имена. Так Яков Уонсел превратился в Джейкоба Уорнера, а его брат Абрам – сначала в Аарона,а затем в Альберта.

Альберт Уорнер
Альберт Уорнер

Луис Б. Майер (при рождении Лазарь Яковлевич Мейер), один из основателей MGM, родился в Минске в еврейской семье, иммигрировавшей в США из-за опасений погромов. Сэмюэл Голдвин, буква «G» в MGM, также родился в Варшаве в то короткое время, когда Польша была частью Российской империи.

История еще одних киномагнатов Джозефа и Николаса Шенка, братьев-создателей MGM, началась в России (в городе Рыбинске Ярославской области). В России Николай и Иосиф Михайлович Шейнкеры были детьми в семье еврея Хаима (Михаила) — приказчика в конторе волжского пароходства.

Братья Шенк
Братья Шенк

Что удивительно, отцы-основатели многих голливудских студий в 1920-1930-х были в основном иммигрантами из стран, когда-то входивших в состав Российской империи и бывшего СССР. Однако далеко не все признавали своих русские корни и поддерживали связь с исторической родиной.

Эпоха немого кино

Алла Назимова, актриса и танцовщица, приехала в Соединенные Штаты в 1905 году, задолго до революции в России и последующей волны эмиграции. Первоначально гастролируя в Нью-Йорке, она быстро выучила английский язык и легко ассимилировалась в американском обществе.

Назимова добилась успеха в индустрии немого кино. Давнее увлечение американцев русским балетом, вероятно, сыграло свою роль в ее голливудских достижениях. Несмотря на достаточно поздний дебют в кино в возрасте 37 лет, Назимова заключила выгодный контракт с Metro Pictures (позже MGM). Ее самой известной ролью стала роль Саломеи в экранизации библейской сказки 1923 года. Этот новаторский фильм считается одним из первых образцов артхаусного кино и одним из первых квир-фильмов в истории. Культовый танец Назимовой в роли Саломеи остается одним из самых запоминающихся образов эпохи немого кино.

Кадр из фильма "Саломея", 1922
Кадр из фильма "Саломея", 1922

Во время второй волны эмиграции в 1919-1920 годах еще одной актрисой, добившейся статуса голливудской легенды, была Ольга Бакланова. В Америку приехала в 1925 году в составе труппы Владимира Немировича-Данченко. Принадлежность Баклановой к престижному Московскому Художественному театру послужила ей входом на большой киноэкран. Между 1928 и 1929 годами она снялась в восьми замечательных фильмах подряд, в том числе в работах известных режиссеров немого кино Морица Стиллера и Пола Лени. В «Улице греха» Стиллера она снялась вместе с известным немецким актером Эмилем Яннингсом, а в «Человеке, который смеется» она сыграла с другим Конрадом Вейдтом.

Ольга Бакланова
Ольга Бакланова

Достаточно спорным считается появление Баклановой в скандальном фильме Тода Браунинга «Уроды» (1932), где были показаны реальные люди с физическими аномалиями (карлики и сиамские близнецы). Превращение Баклановой в гимнастку Клеопатру было настолько завораживающим, что она, вероятно, получила бы Оскар в современном Голливуде. Однако в 1930-х годах это привело к тому, что она лишилась статуса "гламурной звезды". Сам фильм имел плохие кассовые сборы и был забыт.

Кадр из фильма "Уродцы"
Кадр из фильма "Уродцы"

Однако в 1960-х годах Бакланову ждало возрождение, ей удалось получить безоговорочное признание. Ее образ «женщины-курицы» в «Уродцах» стал культовым, навсегда вписав ее имя в историю кино.