Найти тему

Лунарпанк: будущее криптовалют в регуляторном аду

Соларпанк и лунарпанк — не просто противоположные эстетические концепции, но полноценные философские системы с качественно разным отношением к взаимодействиям с государством и внутри сообщества. Темной «лунной» экономике как антитезе «солнечным» идеям, олицетворением которых стала платформа Ethereum, посвящена заключительная глава книги словацкого хактивиста Юрая Беднара Cryptocurrencies — Hack your way to a better life. Предлагаем ознакомиться с ее переводом на русский.

Пока в школе вокруг меня разгоралась «битва идей» между наци (привет, Центральная Словакия!), металлистами и панками, хиппи и нормисами, я читал книги Уильяма Гибсона и Нила Стивенсона, погружаясь в мир киберпанка.

Этот жанр научной фантастики описывает антиутопическое будущее высоких технологий и низкого уровня жизни. Здесь нет огромных космических кораблей из «Стартрека», а главный герой ― бедный журналист или наркоман, ― получает технологию, которая влияет на окружающую реальность.

Киберпанк «изобрел» первый Интернет, часто называемый матрицей (Гибсон) или метавселенной (Стивенсон) в литературе. Жанр исследовал возможности погружения в «коллективную галлюцинацию».

У технологий в этих произведениях есть интересные особенности. Первая из них — изменение асимметрии власти между системой и отдельным индивидом в пользу последнего.

В романе Стивенсона «Алмазный век» бедная девочка получает «Иллюстрированный букварь для благородных девиц» ― книгу (сегодня мы бы сказали планшет) с искусственным интеллектом, которая обучает читателя. Овладевший такой технологией может изменить мир вокруг себя, даже если это нравится не всем ― государствам или корпорациям (в киберпанке они часто сливаются, и это чем-то напоминает сегодняшнюю реальность), а иногда и самому изобретателю.

Вторая интересная особенность в том, что технологию нельзя «отменить». Если она создана, мир должен адаптироваться. Но государства этого не понимают. Они пытаются регулировать браузеры или cookies, онлайн-платежи, криптовалюты и социальные сети…

И здесь на сцену выходит шифропанк, находящийся в прямом конфликте с властью. Он частично представлен в «Криптономиконе» Стивенсона, «Комнате для скитальцев» Пола Розенберга или анонимной работе #agora.

Шифропанки работают над технологиями шифрования и анонимизации (PGP, Mixmaster, Tor, P2P-сети), а также электронными деньгами (e-cash). Последние были самым важным элементом видения шифропанков, описанного в «Манифесте криптоанархиста» Тимоти Мэя. Но их реализация оказалась наиболее сложной.

Шифропанки предусмотрели, что государства попытаются предотвратить реализацию их идей, используя традиционные оправдания регулирования — борьбу с терроризмом, наркотиками и уклонением от налогов. Они даже предвидели появление рынков предсказаний, о которых мы уже упоминали, и невозможность сохранения государственных и корпоративных секретов (WikiLeaks).

Технологии шифропанка уже здесь. И они действительно изменили асимметрию власти. Можно уверенно сказать ― их нельзя по-настоящему «отменить». Любая критика криптовалют, шифрования и анонимизации, основанная на тезисе «эти технологии плохие, их надо запретить», не приведет к развороту технологического прогресса.

Порох и печатные станки есть в свободном доступе, несмотря на попытки регулировать их использование. В июле 2022 года в Японии был убит бывший премьер-министр Синдзо Абэ. Эта страна известна своими строгими ограничениями на владение оружием. Но нападавший изготовил его самостоятельно ― дома.

Создание оружия ― это просто реализация информации о предмете в физическом пространстве с помощью технологий вроде 3D-печати. Не получилось запретить и печатный станок, как бы властители той эпохи ни ненавидели изобретение Гутенберга.

Неясно, как будет развиваться конфликт, но одно известно наверняка: мы не забудем о существовании биткоина, Tor или шифрования. Государства пытаются запретить марихуану, только об этом забыли сказать миллионам потребителей. Или, вернее, они не обращают внимания на запрет.

Когда редактор журнала Reason спросил автора «Манифеста криптоанархиста», что тот думает об использовании технологий для финансирования терроризма или вымогательства, он ответил просто: «С этим нужно смириться».

Мы должны научиться жить и реагировать на вызовы. Технологии никуда не исчезнут. «Запретить биткоин!» — уже не вариант по разным причинам, хорошим или плохим.