Найти тему
Никита Нова

Зачем трамваям в Питере цветные огни?

«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет»

А может и не такой бессмысленный? Зачем трамваям в Санкт-Петербурге цветные огни?

Световое обозначение появилось в 1908 через год после запуска первого трамвая в Питере. Это гениальное решение минимум по трем причинам:

  1. В то время приезжает много крестьян из глубинки, которые кроме стога сена ничего не видели и кроме кобылы ни на чём не катались. Им легче ориентироваться по цветам, чем по цифрам.
  2. Устройство транспортной системы. Загадка: сколько в 20 веке нужно людей, чтобы управлять трамваем. Минимум два. Один — шофёр — сидел за рулём. Второй — стрелочник, сидел на распутьях и вручную переключал рельсы на правильный поворот. Красный и зелёный сигнал из далека сложнее перепутать, чем цифры 6 и 8 например. Сейчас это происходит автоматически и больше не актуально, как и проблема с цифрами.
  3. Если упростить Питер до схемы с улицами. Можно заметить, что он состоит из длинных прямых отрезков с пересечениями под прямым углом. С остановки на Невском можно увидеть трамвай, который отходит от Эрмитажа или поворачивает на Литейный. Прямому расположению улиц помогает ещё и плоский рельеф города. Эти факторы собираются в одного пауэр-рейнджера с супер силой «Безупречная видимость»

Вы заметите цвет огней намного раньше, чем сможете разглядеть номер в темном и туманном городе.

Раньше и билеты продавали разных цветов. Это ещё больше помогало формированию ассоциации у пассажиров. Кажется, что у вас слишком банальное и шаблонное восприятие? Раз вами можно так просто манипулировать двумя лампочками и цветными билетиками?

Не расстраивайтесь, а радуйтесь. Позвольте дизайнерам расширить зону ваших бессознательных решений, чтобы оставить больше сознательного ресурса на важные проблемы.

Я, кстати, не просто так цитирую Блока. Футурист ездил на трамваях и можно даже отследить его маршрут. Декабристов, 57 — дом Блока. Здесь он написал поэму «Двенадцать». Видим желтый и синий — садимся, мчим до пл.Ленина. Ищем зеленый и белый - выходим на Озерках. Считается, что именно в прокуренном зале ресторана станции «Озерки» Блок придумал или встретил? ту самую Незнакомку из стихотворения.Теперь поедем на природу. В 1920м открылось движение трамваев до посёлка Стрельна. Туда Блок в последние годы гонял купаться и гулять на свежем воздухе.

«Кругом — снега, трамваи, зданья, А впереди — огни и мрак»

«Огни» не всегда были «огнями». Сначало на их месте было два раскрашенных треугольника. Выглядело как домашка у продлёнки начальной школы.

Потом их заменили цветными линзами. «Упрощенные» вагоны новых типов не предусматривали место под линзы вообще.

В 70х горожане стали все чаще просить городское управление вернуть сотням трамваев маршрутные огни.

А уже к 80м годам у 2 тысяч вагонов использовали большие пластины цветного тонкого стекла. Это вызвало трудности в обслуживании. Удивитесь ли вы, если я скажу что тонкое стекло часто бъется? А изготовление нового стоило дорого? А дорого «умножить» на «часто» получается вообще крах экономики. Такие трамваи чаще стояли в ремонтном депо нежели ездили по улицам Петербурга.

Потом кризис 90-х окончательно добил желание задизайнить городское пространство бессознательно удобным. На цветные стекла и окраску вагонов денег не хватало. От идеи отказались, а трамваи ездили в том виде, в котором остались после эспериментов 80х. На их производство старались тратить как можно меньше бюджета и стекла убрали.

Позже, когда кризис сдал позиции, появилась возможность использовать не тонкое цветное стекло, а обычное оконное, на которое наклеивалась цветная пленка. Правда некоторые вагоны все еще продолжали ездить с закрашенными белой гуашью стеклами. Переклеивать пленку на стеклах - все еще гемор.

Пришли нулевые: зачем мучаться с крашенным или обклееным стеклом неужели не придумать чего-то получше? Лампочка? Фонарь? Вокруг одни идиоты и светодиоды. На новых вагонах петербургского производства огни набираются из светодиодов. Это позволяет менять сочетание цветов, если вагон переключают на другой маршрут. Больше не нужно менять и натирать стеклышки. Достаточно включить огоньки и пользоваться.

Для обозначения используется пять основных цветов: белый, желтый, зеленый, красный, синий. С их помощью можно добиться 25 уникальных сочетаний.

Значение имеет не только сочетание огней, но и их порядок. Этого достаточно, чтобы маршруты с одинаковыми огнями не пересекались, их просто ставят в разные части города.

Сейчас сложно себе представить, но еще несколько десятилетий назад основную функцию метро выполнял трамвай, а сами ленинградцы заслуженно называли его «второе метро», а город – «трамвайная столица мира». Питер создан для трамваев, помните про рельеф и длину улиц?

Градация цвета на питерских трамваях — это косточка большого кита удобства. Каждая косточка этого кита создаёт для вас мир, в котором вам комфортно разгребать свой мозг и переводить некоторые процессы на бессознательный режим. Включить автопилот и тратить время на счастье, людей вокруг, созерцание и работу, а не запоминать цифры, которых и без трамваев много в вашей жизни. Кажется что табло на трамваях и решение проблем — это не связанные вещи? Это правда.

Одними светодиодами вокруг идиотов не решить ваши проблемы. Но теперь когда вы едете домой рука уже нашла проездной, пока вы думали, что приготовить на ужин. Вы автоматически зашли в трамвай, пока думали что подарить другу.

У вас остались ваши проблемы, но теперь у вас есть на 15 секунд больше, чтобы придумать для них решение. Эти секунды суммируются и в день набираются десятки минут, а на что их потратить решать только вам.

«И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь»