За тридцать лет жизни в Израиле мне на память приходят несколько крупных события в области связи - в широком понимании этого термина, то есть в области, которая в той или иной степени связана с министерством связи. Это отменённый пресловутый налог на телевизор (при этом налог на радио в автомобиле ещё действует автоматически, хотя такого устройства практически уже не существует в современном автомобиле) и открытие рынка для провайдеров сотовой связи, после чего возникла резкая конкуренция и значительное падение тарифов.
Нынешний министр связи, до последнего времени малоизвестный политик Шломо Кархи, решил оставить свой след в "этой истории" и реформировать сферу телевещания, зарегулированную как и большинство других сфер в Израиле, в пользу "местного" производителя. На первый взгляд кажется, что реформа далека от непосредственно рядовых граждан, но может ли быть так, что едва ли не самые массовые телевизионные СМИ не влияли на широкую общественность. Скорее дело обстоит всё-таки иначе.
В течение многих лет было много разговоров о закрытии "Второго управления по телевидению и радио" и "Совету по кабельному и спутниковому вещанию". Этим занимался в своё время сам Б.Нетаниягу, но многочисленные протесты против реформы завершились в итоге сокращением штата с выплатой огромных отступных и сменой "табличек" в названиях. Новый орган, который предлагает Ш.Кархи, будет называться "Управление и совет по вещательным коммуникациям" и будет определен как вспомогательный орган, действующий в рамках его министерства. В его состав войдут девять членов: три государственных служащих, рекомендованных министром связи, министром финансов и министром экономики; два представителя министра связи; и три представителя, рекомендованные специальным комитетом; и председатель управления. Понятно, что такой орган будет более политизированным и зависеть от министерства связи. Но наиболее важно, что никто не знает, что будет делать это управление и какие у неё будут полномочия. Известно лишь, что Ш.Кархи не хочет, чтобы регулятор занимался содержанием вещательных каналов, вмешивался в бизнес-модели и графики вещания телекомпаний.
Также Ш.Кархи хочет расширить критерии определения рейтингов телеканалов, едва ли не главный показатель для рекламодателей, хотя в любом случае он не будет неким обязательным мерилом для их решений.
Пожалуй, что важнее, так это желание министра связи отменить необходимость получения лицензии на вещание новостей и гарантийного залога в размере 3 миллионов шекелей. Цель министра состоит в том, чтобы поощрять свободный рынок и формировать новые СМИ. Все, что нужно будет сделать новым каналам — это зарегистрироваться в реестре Минкомсвязи, при этом не обязательно создавать отдельную новостную компанию, что в настоящий момент создаёт барьер для новых игроков. Новое положение поможет таким бизнесменам как Патрик Драхи, акционер Hot и владелец канала i24News, который вещает на французском, английском и арабском языках, но до сих пор не смог создать канал на иврите. Для остальной части рынка это означает усиление конкуренции.
И здесь важным момент - это рекламный рынок, который также был зарегулирован. Теперь Ш.Кархи хочет отменить эту регуляцию. Так регуляции на трансляцию через интернет не было, и тот же кабельный канал HOT имеет возможность транслировать свои пакеты через интернет. В любом случае протекционизм в рекламе должен быть закрыт.
Бюджет Израильской общественной радиовещательной корпорации закреплен законом и составляет 700 миллионов бюджетных шекелей. Еще 100 миллионов шекелей приходятся на доходы от рекламы и контента. По словам Ш.Кархи, поскольку госкорпорация финансируется государством, нет причин конкурировать на рекламном рынке с коммерческими игроками. В корпорации считают, что может возникнуть ситуация, при которой надо будет уменьшать гонорары артистам и создателям ( а гонорары эти мягко говоря большие), могут быть уволены десятки сотрудников, отменены производства... Самые пессимистичные оценки говорят о возможном закрытии радиоканалов. Тем не менее, хочется задать вопрос, а как выживают коммерческие каналы без госсубсидий?
Ещё один аспект куда сейчас вмешивается Гокорпорация - это определение процента реинвестиций от прибыли в местный контент в зависимости от величины этой прибыли. Какие будут изменения в этой части сейчас сказать сложно, но многие эксперты опасаются, что суммарно такие инвестиции могут значительно снизиться, со всеми вытекающими из этого последствиями - то есть резким уменьшением появления новых израильских фильмов...
Понравился материал - подпишитесь на наш канал!