Советский актер Донатас Банионис был членом жюри двух кинофестивалей - в Карловых Варах-1976 и итальянском городе Триесте-1982.
За границей его неплохо знали по "Солярису" Тарковского и по трем международным проектам: "Гойя", "Красная палатка", "Бетховен". Поэтому и приглашали. А наши, в свою очередь, охотно выпускали литовца-народного артиста СССР и дважды лауреата государственной премии Союза.
И вот Карловы Вары. Последний день кинофестиваля. Вернее утро. К нашему Донатасу в номер приходит директор фестиваля Броусел, чех по национальности. На стол он ставит бутылку "Бехеревки" и говорит:
- Есть советская картина „Прошу слова“… Что вы скажете, если мы не будем присуждать ей главный приз? Будут же другие фестивали, и этот фильм приз еще получит. Мы думаем, что на сей раз надо поощрить Кубу за фильм "Кантата Чили".
Склонный к компромиссам Банионис предложил отдать приз за "Лучшую женскую роль" Инне Чуриковой.
- Это невозможно. Мы должны дать его немецкой актрисе Карин Шредер — иначе киностудия ДЕФА будет недовольна, не захочет приехать в следующий раз или скептично отнесется к фестивалю,
- отвечал чехословацкий товарищ.
Банионис сдаёт Чурикову и предлагает дать приз за "Лучшую мужскую роль" земляку Регимантасу Адомайтису. Он тоже играл в этом ГДРовском фильме, и играл получше партнёрши Карин Шредер. Таким образом, считал Банионис, и "волки сыты и овцы живы".
- Нет, этот приз решено отдать польскому актеру. Все уже согласились. Вы один остались, - заявил организатор.
И Донатас согласился. Не отстоял фильм Глеба Панфилова, его жену Инну Чурикову, ни, даже, Адомайтиса.
Зато чехи остались довольны тем, что в этот раз русский не спорил. А кроме того, к своему удовлетворению, Банионис заметил, когда собралось жюри, что все тот день познакомились с «Бехеровкой».
Не знаю, разнёсся ли слух о сговорчивом литовце в европейском кино, но в 1982 его пригласили на фестиваль фантастических фильмов в Триест (Италия). Снова в жюри. Как актер Банионис снялся в двух фантастических фильмах: "Солярис" и "Бегство мистера Мак-Кинли".
И вот сам фестиваль. Все было предусмотрено.Члены жюри жили и питались отдельно от участников фестиваля, дабы никто не мог повлиять на их решение. Но однажды, когда все жюри было в сборе, к ним пришла директор кинофестиваля и сказала:
- Вы сегодня будете смотреть картину, которую я еще не видела, но только хочу предупредить, что режиссер и продюсер этого фильма дали большие деньги на подготовку фестиваля, а также и на ваше содержание...Только вы ни в коем случае не подумайте, что я стараюсь на вас повлиять, но помните, что деньги на следующий год они могут дать, а могут и не дать».
Какой милый прозрачный намек. Правда?
Жюри сошлось во мнении , что не может подложить свинью дирекции фестиваля. Они уедут, а этой даме придется опять организовывать программу. Награды распределили как просили. (Похоже, что советский конкурсный фильм "Через тернии к звездам" не получил ничего.)
Вот с тех пор Донатас Банионис весьма скептически относится ко всем Каннам, Венециям и прочим "Оскарам". Впрочем, не только он один...
Да, "Прошу слова" Глеба Панфилова, позднее действительно получил приз - почётный диплом на МКФ цветного кино в Барселоне. А Регимантас Адомайтис - государственную премию ГДР. Такие дела.
Так что, читатели, кто-то знал до этого, что с фестивальными наградами не все чисто во всем мире, а не только на МКФ времен СССР?
Статьи по теме:
- Скандалы в кино. Наши на кинофестивалях.
Не забывайте ставить Лайки, если материал вам понравился!