Вопрос, действительно, интересный, и большинство людей, не так часто соприкасающихся с музыкальным искусством, подчас задаются таким вопросом. Прежде чем ответить на него, давайте углубимся в историю, которая сможет сформировать общее представление о том, кто такой дирижёр.
В соответствии с этимологическим словарём Крылова Г.А. можно отметить, что данное слово образуется на основе французского diriger, что означает "управлять", однако, корнями оно восходит к латинскому dirigere - "направлять". В нашем языке значение слова было сведено до такого понятия, как "управлять оркестром".
Таким образом, мы чётко видим, что основная функция дирижёра - это управление. Кем или чем? Оркестром, ансамблем, а также хоровым коллективом.
Но неужели, сам по себе тот или иной творческий коллектив не справится с поставленной задачей? Не сможет достичь исполнительского совершенства и красоты звучания? Сможет! Но как и в большинстве вопросов на отвлечённые темы мы сталкиваемся с очередным "но".
У каждого коллектива стоит цель - разучить и исполнить перед публикой то или иное музыкальное произведение. И вот первое, не мало важное обстоятельство: как поэзию, так и музыку, каждый может трактовать и чувствовать по разному. Представьте, количество музыкантов в оркестре может достигать до 110 человек! И что случится, если каждый начнёт высказывать своё мнение, рекомендации и видение того или иного произведения? Понадобится слишком много времени на то, чтобы прийти к "общему знаменателю", ведь сколько людей, столько и мнений.
Дирижёр это лидер коллектива, который берёт на себя всю ответственность не только за процесс разучивания композиции, но и за результат, он направляет весь коллектив к конечной точке. Как и любой лидер, он прислушивается к своим музыкантам, советуется с ними, достигает наивысшей формы взаимопонимания, но так или иначе, конечное решение оставляет за собой. Ещё один аргумент, подтверждающий значимость дирижёра - это тот факт, что без него рождение концертной музыки просто невозможно!
Ну и наконец, мы добрались до самых очевидных формальностей, без выполнения которых добиться совершенства в воспроизведении шедевров мировой классической музыки, к сожалению, не получится.
Если открыть ноты любого музыкального произведения, вне зависимости от того, будет ли это предназначено для оркестра или хорового коллектива, мы увидим множество значков, надписей и закорючек - всё это специально прописывается композитором (помимо самой мелодии с помощью нотной записи), для наиболее правильной трактовки произведения будущими поколениями, чтобы изначальное видение и звучание музыки в представлении автора не было нарушено с течением времени. Речь идёт о динамике, штрихах, темпе, регистре, и множестве других нюансов. И поскольку целостную картину, вырисовываемую музыкантами, может уловить только дирижер, именно он и регулирует эти значимые моменты в процессе исполнения произведения.
Человек - это не робот, и каждый раз играть свою партию с безукоризненной точностью вряд ли получится, поэтому, если дирижёр услышит, что, например, партия скрипок начинает замедлять темп, он сможет исправить этот момент, чтобы выступление коллектива в конечном счёте смогло оставить неизгладимое впечатление в сердцах слушателей!