Найти в Дзене
Вера из Карелии

Дорога из Петербурга в Петрозаводск: идем, едем, плывем... Как это было в разные времена?

Оглавление

Как, на чем и как долго добирались столичные гости в наш город в разные времена? Так ли был доступен наш край для путешественников 100, 200, 300 лет назад, как в наши дни? Давайте разбираться.

Что сейчас?

Сегодня мы имеем возможность ежедневно добираться до северной столицы за 5-8 часов по железной дороге, по трассе «Кола» или по живописной автодороге через Сортавалу. Встречаются, конечно, и лихачи, которые доезжают на своих авто за 4 часа 430 км, разделяющие наши города. Было время, когда за 1 час 15 минут можно было долететь еще и на самолете. В целом, и дорогих, и бюджетных способов доехать из Петербурга в Петрозаводск и обратно сегодня масса. Хотите билет в СВ - пожалуйста, хотите на автомобиле с посещением достопримечательностей по дороге - на здоровье, да хоть на велосипеде. Такое людям в середине прошлого века и не снилось! Но будем логичны и начнем с петровских времен.

Трасса А-121. Залив Кирьявалахти (Ладога). Фото с https://kartinki-i-risunki.ru/photo/
Трасса А-121. Залив Кирьявалахти (Ладога). Фото с https://kartinki-i-risunki.ru/photo/

В Петрозаводск по суше и воде в XVIII веке. Как это было?

Петр I приезжал в наши места четыре раза, в 1719, 1720, 1722 и 1724 годах, с целью лечения на Марциальных водах и проверки дел на Петровских заводах. Сухопутных дорог, к слову, тогда не было совсем, поэтому государь посещал карельские земли исключительно в зимнее время, пока водоемы покрыты льдом. По санному пути передвигаться было намного легче и быстрее. Дорога из Петербурга в Петрозаводск у Петра I и его свиты обычно занимала 2 недели, обратно же он «долетал» за 4-5 дней с остановками исключительно для смены лошадей.

Макет дворца Петра I в Марциальных водах. Национальный музей РК. Фото из личного архива.
Макет дворца Петра I в Марциальных водах. Национальный музей РК. Фото из личного архива.

Летом 1785 года ученый и путешественник Николай Озерецковский добирался из Санкт-Петербурга в Петрозаводск уже по воде. В путь его экспедиция отправилась на сойме, примитивном парусном судне, использовавшемся ладожскими рыбаками. В течение трех дней сойма двигалась по Неве к Шлиссельбургу, а затем вышла в Ладожское озеро. Подъем по порожистой реке Суне (это менее 200 км) занял у Озерецковского целых 9 дней. В итоге расстояние между Петербургом и Петрозаводском этнограф преодолел за 2 недели. И это ему еще повезло, т.к. некоторые более крупные суда нередко задерживались по пути из Ладожского в Онежское озеро более чем на месяц. Чтобы протащить по порогам галиот, приходилось нанимать в близлежащих деревнях не менее полусотни работников.

Так выглядит сойма. Фото с https://ddvip.ru/ilmenskaya-sojma-lodka
Так выглядит сойма. Фото с https://ddvip.ru/ilmenskaya-sojma-lodka

Пароход, как долго мы тебя ждали!

Как видите, не смотря на то, что Олонецкая губерния находилась всего в нескольких сотнях километров от Петербурга (расстояние от Петрозаводска до города на Неве по прямой равно 302 км), она долгое время оставалась неизвестной для русских людей по причине отсутствия дорог. Изменило ситуацию установление регулярного пассажирского пароходного сообщения между Петербургом и Петрозаводском в 1861 году. По нынешним меркам оно было весьма неспешным. Пароходы отправлялись с пристани Воскресенской набережной в Санкт-Петербурге и достигали Петрозаводска спустя 2 суток.

Фото с сайта НА РК
Фото с сайта НА РК

6 мая 1861 года «Олонецкие Губернские Ведомости» писали:

«С открытием по нашему озеру навигации в нынешнем году начнется правильное сообщение Петрозаводска с Петербургом: пароходы общества Петербургско-Волжского пароходства будут ходить между нашим городом и столицей два раза в месяц для перевозки грузов и пассажиров. Теперь Петрозаводск не будет казаться столь отдаленным от столицы. Необходимость в таком сообщении чувствовалась уже прежде… олончане, едущие в Петербург, не станут пенять на долготу поездки и ее дороговизну; те же, которые называют наш край диким и пустым, при сей верной оказии скорее могут увидеть его и убедиться в противном».

Позднее количество рейсов увеличилось до 2-3 в неделю. Жить, как говорится, стало лучше, но не всегда веселее. Ладожское озеро иногда превращало простой, казалось бы, маршрут в увлекательный квест.

Именно так добирался до Карелии знаменитый этнограф и ученый Михаил Круковский в 1899 году. Он описал свой путь по Ладоге в бурю:

«Ладожское озеро было сплошь покрыто громадными волнами, гребни которых доходили до борта парохода… был какой-то хаос черный, ужасный, в котором свирепо выл и бесновался ветер, сразу окативший меня с головы до ног целым дождем воды … я видел бледные лица пассажиров, из соседних кают доносился сквозь рев бури женский крик, всюду стоял запах нашатырного спирта, который усердно нюхали страдающие морской болезнью».

Шторм на Ладоге. Фото с https://bangkokbook.ru/foto/shtorm-ladozhskoe-ozero.html
Шторм на Ладоге. Фото с https://bangkokbook.ru/foto/shtorm-ladozhskoe-ozero.html

Круковский также рассказывает о крушении парохода «Александр Свирский» в водах Ладоги. Никто из 150 пассажиров тогда, к счастью, не погиб, но им пришлось 3 дня ждать помощи под открытым небом на голом скалистом острове под дождем без еды и тепла. Такая участь ждала многих путешественников в то время. Ладожское озеро непредсказуемо.

Все было бы печально, но поезд все-таки пришел...

Сухопутная дорога была только одна - Олонецкий тракт (сколько ног переломали на нем лошади, не счесть). Осенью и весной тракт становился непроходимым, да и зимой его порой заносило. Тогда Олонецкая губерния и Кольский полуостров оставались практически без всякой связи со столицей государства.

Олонецкий тракт. Фото с https://www.yaplakal.com/forum2/st/15/topic2098350.html
Олонецкий тракт. Фото с https://www.yaplakal.com/forum2/st/15/topic2098350.html

Не зря наш край назывался «подстоличной Сибирью». Это было место, где мощно ревут водопады, бушуют бурные озера, в реках живут водяные и русалки, а в диких непроходимых лесах бродит угрюмый и нелюдимый хозяин леса – медведь. Завораживает, правда? А какая красота была с экологической точки зрения! Но красота и экология - это, конечно, замечательно, а добираться из пункта А в пункт Б как-то надо.

Радикально решить проблему могла только железная дорога. Ее строительство началось в 1914 году. И в конце января 1916 года в административный центр губернии прибыл первый товарно-пассажирский поезд из Санкт-Петербурга. Время в пути составляло 12 часов. Быстро, комфортно и, главное, сухо (это вам не буйная Ладога).

Мурманская железная дорога. 1916 год. Фото с https://ru.wikipedia.org/
Мурманская железная дорога. 1916 год. Фото с https://ru.wikipedia.org/

«Ударим автопробегом по бездорожью»

За 5 лет до прибытия первого пассажирского поезда, а именно 11 июня 1911 года, произошло беспрецедентное для Петрозаводска событие. В этот день по улицам города впервые проехал автомобиль. Героем дня (да что там дня, года) стал мало кому известный до этого полковник Сергей Васильевич Муяки. Он приехал в Петрозаводск из Петербурга в просторном и мощном (24 лошадиных силы!) автомобиле «Руссо-Балт» отечественного производства. Далее турист (ведь можно его так назвать), продолжил путь на Кивач и в Марциальные Воды. Из Питера до города на Лососинке он домчался за неполных двое суток (42 часа) с одной короткой ночевкой. Прошу заметить, что дороги с асфальтированным покрытием, АЗС и прочими прелестями современности тогда не было. Получается, ехал полковник на свой страх и риск. Но какой фурор произвел! Дело стоило того.

Автомобиль «Руссо-Балт».  Фото с https://bestlj.ru/258840-Russo-Balt-kogda-russkie-avtomobili-vygljadeli.html
Автомобиль «Руссо-Балт». Фото с https://bestlj.ru/258840-Russo-Balt-kogda-russkie-avtomobili-vygljadeli.html

Сейчас сложно представить, но до середины XX века автомобильное сообщение между городами Петра было организовано по гравийным и грунтовым дорогам. Решение о строительстве автомобильной магистрали, которая связала бы города Ленинград, Петрозаводск и Мурманск, было принято только в 1958 году. Строительство разных участков трассы «Кола» длилось почти 30 лет, петрозавочане же с ветерком ездили в город на Неве уже в 1970-х годах.

Следует отметить, что название трассы «Кола» не имеет никакого отношения к напитку. Называется она так из-за реки Кола и города Кола на Кольском полуострове.
Трасса «Кола». Фото с https://www.drive2.ru/b/2812003/
Трасса «Кола». Фото с https://www.drive2.ru/b/2812003/

Вот таким долгим и тернистым путем два замечательных города шли навстречу друг к другу. И, главное, что пришли. Сегодня можно приехать воскресным утром в Петербург, погулять по Невскому, сходить на экскурсию по крышам, полюбоваться Финским заливом, а ужинать уже дома, в Петрозаводске. Красота!

Приятных путешествий!

***

Понравилась статья?

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк! ;)