А спорим, что никто из вас никогда и ни разу не пробовали забрасывать рыболовную сеть наподобие китайцев – извернувшись справа и хитро подвернув кисть так, чтобы эта сеть, развернувшись, гигантским зонтиком накрыла максимально большую часть водной поверхности и, опускаясь, охватила сразу всю стаю рыбы, которая стояла и мечтала попасть на противень к вам? Что? И даже спорить не будете? Ах, как жаль! А я пробовал! Неоднократно! И знаете что? Не угадаете! Никогда и ни разу из этого ничего путного не вышло! Самому было интересно сбацать так, чтобы даже экипажи рядом стоящих судов обзавидовались. Не-а! Ни разу! Уж как только не старался – и дланью показывал полет сети, балетно развернув кисть… И сеть, пролетев десяток метров, падала комом, распугивая всю живность, скопившуюся в водоеме, потенциально имеющую возможность стать моей добычей. Пытался с тем же результатом делать это движение от плеча… Пробовал комбинировать всё вышеописанное, но…
Короче: китаец из меня получился никудышный. Может быть, искусство раскидывать веером сеть передается от родителей детям генетически, может быть, это является особенностью физического строения предплечий и кистей представителей юго-восточной Азии, но ни разу у меня не получилось так красиво и изящно сделать это плавное округлое движение, разворачивающее мелкоячеистую сеть в большой, идеальный круг, вращаясь, равномерно накрывающий гладь воды и так же быстро охватывающий огромный косяк рыбы, чтобы потом, для пущего эффекта, напрягая худые, изможденные мышцы рук, вытаскивать на борт джонки тучные тушки покорной рыбы.
Но, учиться пришлось. Суровая действительность диктовала свои правила, и им приходилось следовать. А правила были таковы: в экономических водах Аргентины вести промысел без лицензии являлось преступлением. Несколько раз представители береговой охраны вытаскивали или обрезали, оставляя на дне сетки, натянутые на проволочный каркас, угрожая нам штрафами и полицией. И в сетках, оставленных на дне, была не рыба и даже не раки – в этих сетках были большие и упитанные крабы. Ну да: «Всем уже пора понять бы как вкусны и нежны крабы»! Это было понятно и без рекламы. Во всяком случае – нам. И нам хотелось еще. Проволоки, чтобы обтянуть её сетью, на борту больше не было и взять её было негде. А под днищем парохода, стоящего у причала самого южного порта планеты Земля – Ушуайя, бродили стада упитанных судовыми пищевыми отходами крабов и ловить их нам запрещали. Это было обидно. Только благодаря нашему и другим камбузам пассажирских судов, эти ракообразные выросли до таких гигантских размеров, но зело вредные и жаждущие мзды официалы в светлое время суток чинили препятствия, наблюдая за нами в сильную оптику со стороны башни капитании, присылая к борту машину, начиненную вооруженными офицерами. Ждали до ночи, когда темнота не позволяла в бинокли наблюдать за нашим браконьерским промыслом и пресекать его поборами непосильными. А пока, увеличив картинку, на экране ноутбука пытались разобрать технику накрытия максимальной площади бросаемой сеткой. И мы разобрались. При максимальном увеличении удалось рассмотреть привязанные к сетке грузики. Они были расположены по краям и во время броска, приданное сети вращаемое движение, раскрывало её широким покрывалом и позволяло сгрести попавшую под него рыбу, особо не утруждая себя. Сетка у нас была. Грузики, в принципе, тоже были, но их предстояло приспособить к сетке. Второй механик не сильно сопротивлялся, когда из его закромов вытаскивали гайки с экзотической, «левой» нарезкой, или вообще, дюймовой резьбой, или со слизанной, практически уничтоженной. Все эти гайки cгодились на роль грузиков, раскрывающих при броске сетку во вращении. И поэтому мы сидели и привязывали к ней эти гайки, потом тренировались в броске на палубу, а потом снова и снова тренировали руку. В конце концов нам удалось добиться прекрасного раскрытия и улов, поднимаемый нами перед рассветом, радовал размерами и количеством. Экспериментально определилось количество грузиков на расстояние сетки.
Процесс вылова крабов был оптимизирован. Крабы под пиво и аргентинскую водку “Hiram Walker” употреблялись кастрюлями. Проверяющих офицеров береговой охраны перестали допускать на борт дальше трапа и всячески затягивали разрешение пройти на борт, противоположный пришвартованному для проверки снастей, закинутых в воду. За это время все снасти вынимались из воды и их содержимое бесследно удалялось, оседая впоследствии в сваренном состоянии в наших бездонных желудках.
Между тем на борт прибыли в изрядном количестве канадские школьники, прошедшие жесточайший отбор во всеканадской Антарктической викторине знаниями своими о флоре, фауне и гляциологии неведомого белого материка, и мы должны были, среди прочих пассажиров, показать их пингвинам, косаткам, китам и прочим тюленям и котикам, морским слонам и не менее морским леопардам, обитателям материка крайне южного и самого загадочного.
Как обычно, по выходу из порта, пока шел наш пароход по длинному и узкому каналу Бигл в сторону почти всегда штормового пролива Дрейка, я старался управиться с огромным массивом информации, предназначенной для отправки во всевозможные инстанции на двух материках.
Влетевший в радиорубку судовой доктор в состоянии крайнего возбуждения потребовал немедленного завершения всех моих текущих дел и не менее немедленно проследовать с ним к одному из пассажиров, почувствовавшего себя плохо.
- Срочно! Срочно бросай всё и пойдем со мной! – Витя был непреклонен и решителен. Он был готов исполнить клятву Гиппократа в полном объеме и как можно скорее. Он бы мог сделать это и без моей помощи, но незнание языка вероятного противника не способствовало исполнению им вышеупомянутой клятвы. Нужен был переводчик и на эту роль был выбран я. По пути Витя объяснил, что плохо почувствовал себя один из школьников. С собой у Вити была сумка со стетоскопом, тонометром и укладка с бинтами, таблетками и мазями – микстурами, и прочей мне неведомой медициной.
Первое, что меня поразило в каюте – длина тела заболевшего. Она превышала длину стандартной двухметровой кровати сантиметров на двадцать. Ступни размера сорок восьмого – пятидесятого покоились на приставленном к кровати стуле.
Далее беседа, где Я – я; Д – доктор; П – пассажир, школьник.
Д: - Спроси его, что у него болит!
Я: - Что с тобой случилось?
П : -У меня морская болезнь, меня укачало.
Я: - А почему ты решил, что тебя укачало?
Д: - Что у него болит, он весь зеленый, давай переводи!
Я: - Витя, погоди, я его сейчас вылечу, помолчи.
П: - Но мы же в море, а в море всегда качает!
Д: - Спроси, что он ел?
Я: - Витя, ничего не ел, он не может.
Тут я вспоминаю, что у меня в кармане лежит средних размеров гайка с намотанной на нее капроновой ниткой, да, из тех самых, которые мы привязывали по периметру сетки. Достаю ее, с помощью зажигалки оставляю привязанным примерно 30 сантиметров, остатки прячу в карман.
Д: - Что ты надумал?
Я: - Погоди еще минуту, не переживай, потом вместе поржем!
Д: - Да ты охренел, ребенку плохо! Посмотри, он же зеленый весь!
Я - школьнику: - Вот смотри, у меня в руке гайка, к ней привязана нитка, видишь?
П: - Да...
Д: - Хватит трындеть, давай я ему что-нибудь вколю! Переводи, о чем говорите!
Я: - Смотри: я держу гайку за нитку, она совсем не качается, а раз она не качается, значит судно не качается, значит море спокойное и твоя болезнь тебе просто кажется. Возьми нитку и держи гайку сам, убедись в этом!
Хлопчик держит нитку, гайка на ее конце совсем не качается, на глазах он начинает розоветь, принимая нормальный человеческий вид.
Я: - Витя, убери свои руки, перестань шпынять меня, просто подожди минутку!
Я - школьнику: - А теперь попробуй встать, только все время смотри на гайку!
Хлопчик встает, причем уверенно, не покачиваясь, ни на что не опираясь. Сразу же довольно улыбается:
- Спасибо, большое спасибо, это как волшебство, здорово!
Витя стоит и наблюдает происходящее, раскрыв рот. Забираю его с собой в радиорубку и, пока я добиваю остаток срочного трафика к передаче, объясняю суть происшедшего:
- Витя, тут в общем, ничего сложного, просто сеанс несложной психотерапии. Мальчонка никогда не бывал в море, наслушался или начитался рассказов о морской болезни, вот и внушил себе, что, как только отойдет от причала пароход, так тут же его и поразит эта болячка. Я ему и показал, что никакой качки нет с помощью гайки на нитке. И, что самое интересное, гайка, как бы ни качало пароход, всегда будет висеть неподвижно. Ты понаблюдай за мальчонкой, как это ему поможет.
Через несколько часов мы вышли в пролив Дрейка. Как почти всегда, выдавало там совсем неслабо, баллов под 8 – 9. Кто не знает – суда типа «Любовь Орлова» не самые большие и даже несмотря на прекрасную мореходность, достается таким судам по полной, валяет с борта на борт от души, да и килевая качка не слабее.
И тут началось самое интересное. Мало того, что первым пришел Витя, который разыскал к обеду того самого хлопчика и с помощью судовой переводчицы поинтересовался его здоровьем и был абсолютно восхищен его ответом:
- Спасибо большое, Сэр, со мной все прекрасно, у меня есть это – он достал из кармана и показал гайку с привязанной ниткой.
Вскоре в радиорубку потянулись детки, которым тоже нужна была «волшебная гайка»! По договоренности со стармехом и электромехом были задействованы все скрытые резервы гаек на судне. Специально выделенный моторист сварил их в ведре с каустической содой (чтобы отмыть от масла и мазута), а я сидел и привязывал ниточки к ним. И более того, вслед за детьми потянулись и взрослые участники рейса, которым, оказывается, тоже нужна была такая же штука. Пассажиры ходили по раскачивающейся палубе, держа перед собой неподвижно висящую гайку, удерживая вертикаль, сверяясь с положением нитки. Бортпроводницы после пересечения пролива сказали, что ни разу за весь контракт у них не было такого «чистого» пересечения Дрейка. Трогательным было прощание со школьниками по возвращению из Антарктиды в Ушуайю. Детвора прислала парламентариев с просьбой оставить им на память гайки, спасшие их от морской болезни. Конечно, мы согласились и школьники, выстроившись у трапа, обтянутого полотном с надписью «PASSENGER VESSEL “LYUBOV ORLOVA”» и держа эти гайки на ниточках перед собой, сфотографировались на память.
Novosea Company. Редактировал Bond Voyage.
Другие повести и рассказы автора читайте здесь.
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com
В центре повествования — офицер подводник Дмитрий Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте.
===================================================