Очень давно хотела побывать в Дубровицах, и тут как раз выпала хорошая погода, ни жарко, ни прохладно. Без машины добираться довольно муторно. Это надо садиться на электричку до Подольска, а затем на 65 автобусе до конца.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы является одним из самых необычных памятников церковного зодчества рубежа XVII-XVIII вв.
Аатор этого шедевра точно не известен. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера. Церковь построена в стиле барокко, с большим количеством элементов присущих западноевропейскому зодчеству.
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель царя Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Бориса Алексеевича вызвали в Москву и ему было пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя святого пророка Илии. Он был перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Новая церковь строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае.
Строительство храма было закончено к 1699 г. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви царя.
11 февраля 1704 г. митрополит Стефан освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей.
В 1713 строитель храма князь Борис Алексеевич Голицын принял иноческий постриг с именем Боголеп во Флорищевой пустыни (Нижегородская область), где и закончил свой земной путь в 1714 г.
Церковь представляет собой равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом около 42 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет открытая галерея-гульбище, возвышающаяся над землей на десять ступеней.
Весь храм обильно украшен объемной белокаменной скульптурой. Около западных дверей помещены фигуры двух вселенских учителей и святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма на кровле.
Во входящих углах цоколя находятся скульптуры четырех евангелистов, у основания центрального восьмигранного столпа - фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад кровли украшен множеством различных изображений Ангелов. Купол Знаменской церкви завершается золоченой короной с шипами, напоминающей о терновом венце Спасителя.
Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Главным композиционным мотивом горельефов является цикл, посвященный страданиям Господа Иисуса Христа.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» - центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».
Резные деревянные золоченые иконостас и хоры храма созданы лучшими резчиками того времени Именно здесь, на хорах, во время освящения церкви в 1704 г. молился царь Петр I.
В Знаменском храме находились три особо чтимые иконы времен создания иконостаса: Икона "Знамение" Пресвятой Богородицы, Владимирская икона Пресвятой Богородицы и икона святого пророка и Крестителя Иоанна. Все они были утрачены в советское время.
в XVIII веке Дубровицы посещает Екатерина Великая, ведь Дубровицы принадлежат графу Потемкину.
В 1812 году Дубровицы заняли французы, но храму вред не нанесли. А уже при следующем владельце Матвее Мамонове на реставрацию храма были выделены огромные средства.
Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах.
В 1931 году была взорвана колокольня храма, которая находилась в 15 метрах к югу от храма. В результате взрыва в храме появились трещины.
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены. Сейчас храм возвратили РПЦ.
С того времени по благословению митрополита Ювеналия силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «..ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее.... обаятельнее просто не выдумать!"