О ликвидности профессионально с точки зрения банкира рассказывает наш эксперт Дитрий Факторин
Обычно в обиходе под ликвидностью представители бизнеса понимают такое качество товаров или иных активов, как способность быть быстро реализованными без потери рыночной стоимости. В общем, чем быстрее есть возможность продать какой-либо товар или, скажем, ценные бумаги, тем они ликвиднее. Почему так важно это качество? В торговле часто используют такой термин, как "неликвид" - это тот товар, который не был продан, например, в отведенный для него сезон, и поэтому его остатки в своем стоимостном выражении замораживают оборотные средства бизнеса или вынуждают владельца такого товара продавать его сильно дешевле - устраивать распродажи. Поэтому, в сфере торговли ликвидность товара самоценна, определяет рентабельность бизнеса. Именно в таком ключе преимущественно оперируют термином ликвидность подавляющее количество предпринимателей. Но, понятие ликвидности реально намного шире, чему бизнес уделяет незаслуженно мало внимания. А ведь это основной инструмент управления платежеспособностью предприятия, которая в свою очередь определяет и его кредитоспособность.
✅Ликвидность баланса
Есть такой термин - ликвидность баланса. Баланс предприятия ликвиден, когда активы компании и ее обязательства соответствуют между собой по сумме и, что самое главное, по сроку. Например, компания исполняет некий контракт и ей должны по нему заплатить через 90 дней. Компания для исполнения этого контракта взяла кредит или сырье с отсрочкой платежа тоже на 90 дней. Это ликвидный баланс. А вот когда компания за средства овердрафта закупила производственное оборудование со сроком окупаемости несколько лет - это неликвидный баланс - деньги придется возвращать намного быстрее, чем окупится оборудование. В результате исполнить обязательства не получится - оборудование могут забрать за долги, и бизнес обанкротится. В общем надо всегда календарно вести свою платежную позицию - составлять план движения денежных средств, не допуская никаких разрывов. Это позволит сформировать ликвидный баланс.
В обобщенном виде: сумма 1 раздела баланса предприятия "внеоборотные активы" не должна превышать суммы 3 и 4 разделов "капитал" и "долгосрочные обязательства". Соблюдение этого простого правила, а также сбалансированность требований и обязательств внутри 2 и 5 разделов баланса, позволит не только избежать проблем с кредиторами и поставщиками, но и обеспечить свою кредитоспособность.
☝Почему это важно - кредитоспособность?
Как говорят состоявшиеся бизнесмены с именем - нельзя построить реально большой бизнес не привлекая внешние инвестиции. И здесь все просто - ставка процента по кредиту всегда будет меньше рентабельности бизнеса, конечно, если бизнес успешен. Так вот, для того чтобы иметь возможность привлекать, скажем, банковские кредиты, баланс предприятия должен быть ликвидным. Ведь любой кредитор должен быть уверенным, что у заемщика есть источник погашения кредита, а это должно означать, что баланс этого заемщика - ликвиден.
Абсолютное большинство предпринимателей к сожалению не уделяют вопросу ликвидности баланса собственного предприятия должного внимания, делегируя все функции ведения учета бухгалтерии. И это совсем не всегда является оправданным. У бухгалтера другие функции, ему важно все верно отразить в учете, особенно в части налогов, за что главбухи несут, в том числе, и уголовную ответственность. Обычно, планированием денежных потоков и обеспечением ликвидности занимаются финансовые директора, и это не бухгалтеры. Далеко не каждый бизнес может позволить себе финдира - это дорогие специалисты. Но, при понимании важности кредитоспособности предприятия, даже далекий от финансов предприниматель может должным образом во взаимодействии с бухгалтером спланировать ликвидность своего бизнеса.
И тут стоит задуматься: почему крупные компании не только нанимают всевозможных аудиторов и финансовых консультантов, но и ведут учет в международных стандартах, рейтингуют свою деятельность. Нет, это не вопрос престижа, просто почти все эти крупные предприятия являются и крупными заемщиками, эффективно использующими внешние инвестиции для собственного развития.