Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня 31 июля исполнилось 117 лет со дня рождения
Веры Петровны Марецкой (1906-1978)
Предлагаю вам вспомнить эту замечательную актрису театра и кино, которую в СССР знали и любили несколько поколений зрителей.
Будущая звезда экрана и театральной сцены родилась в деревне Барвиха Московской губернии (ныне Одинцовского района Московской области). «Деревня» существует и сегодня, ну кто там обитает, вы мои уважаемые читатели наверняка знаете. Её отец Пётр Григорьевич был достаточно зажиточным человеком, содержателем буфета, сначала в Введенском народном доме, а затем в цирке братьев Никитиных. Поскольку уровня его капитала было недостаточно, что бы вступить хотя бы в третью купеческую гильдию, по социальному статусу он был городским мещанином, что в последствии сыграло положительную роль в карьере его дочери.
Не секрет, что пункт «социальное происхождение» в анкете, был чрезвычайно важен в судьбе любого человека жившего в 20 – е – 30-е годы прошлого века.
Но это , как говорится лирическое отступление. Давайте вернемся к биографии нашей героини.
В 1922 году шестнадцатилетняя Вера Марецкая поступила в театральную студию при театре Вахтангова, в которой училась у Юрия Завадского, за которого вышло замуж в 1924 году.
Через два года у них родился сын Евгений, а затем брак распался.
Несмотря на то, что официально Завадский и Марецкая перестали быть супругами, и Юрий Александрович даже некоторое время был женат на Галине Улановой, они всю жизнь были рядом.
Когда в 1940 году Завадскому предложили возглавить Театр имени Моссовета, Вера Петровна, бывшая в то время замужем за артистом Георгием Троицким, становится примой театральной труппы.
До конца жизни в театральных и околотеатральных кругах её называли не иначе как «хозяйка Моссовета».
Впрочем, злых языков готовить посудачить о личной жизни знаменитостей хватало всегда, а актриса Марецкая была гениальная. Судите сами. В 1939 году на экраны страны выходит фильм «Член правительства», в котором Марецкая сыграла «простую русскую бабу», как она сама себя называет
а вскоре вся театральная Москва с восхищением говорит о спектакле «Трактирщица» ,которым в Театре имени Моссовета дебютировал Юрий Завадский.
4 марта 1941 года в Театре имени Моссовета состоялась премьера пьесы Александра Афиногенова «Машенька» в постановке Юрия Завадского, где Марецкая сыграла пятнадцатилетнюю школьницу.
Вера Петровна была актрисой широчайшего диапазона не только на сцене, но и на киноэкране.
Во время Великой Отечественной войны она одинаково блистательно играла в фильмах прославляющих мужество советских людей в борьбе с фашизмом
и в комедиях, которые позволяли измученным войной людям хотя бы ненадолго отвлечься от окружавших их ужасов и посмеяться
После войны она продолжала успешно сниматься в кино. Самыми известными фильмами с её участием стали картины «Сельская учительница»
и «Мать», где её партнером стал молодой, но уже подававший большие надежды актер Алексей Баталов.
Но конечно главным делом в её жизни оставался театр. Здесь диапазон её ролей был по-прежнему, невероятно широк.
От веселой комедии «Госпожа министерша»
до классической драмы Островского, «Без вины виноватые».
От пьес советских драматургов
до яркого образца американской южной готики «Орфей спускается в ад»
Т. Уильямса
К сожалению сегодня, с подачи разного рода любителей желтухи принято говорить о Вере Петровне в уничижительном тоне. Из публикации в публикацию кочуют высказывания о ней приписываемые Любови Орловой и Фаине Раневской. При этом эти любители покопаться в грязном белье напрочь забывают, что актрисой она была гениальной, так же как и обе её оппонентки. Ну а соперничество в театральной среде существует, наверное, столько же, сколько и сам театр.
По иронии судьбы все три этих актрисы по очереди играли главную роль в наверное самом знаменитом спектакле Юрия Завадского «Странная миссис Сэвидж».
Первой исполнительницей роли миссис Этель Сэвидж стала Фаина Раневская в 1966 году.
В 1972 году после смерти Вадима Бероева, который был её партнером Фаина Георгиевна, попросила Завадского передать роль Любови Орловой. К сожалению, великая звезда довоенного кино была к тому времени смертельно больна и после того, как уже была не в состоянии выходить на сцену, роль перешла к Марецкой.
У Веры Петровны к этому времени так же было диагностировано онкологическое заболевание, но она успела не только сыграть спектакль на сцене, но и снятся в его телевизионной версии.
Скончалась В.П. Марецкая в августе 1978 года. Похоронена на втором участке Новодевичьего кладбища.
В Москве на доме расположенном по адресу Глинищевский переулок дом 7 (бывшая улица Немировича-Данченко) где последние годы проживала великая актриса, установлена мемориальная доска, посвященная её памяти
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.
Возможно, вам также будет интересно