Найти в Дзене
Полит.ру

Как представлять россиян?

Политолог Григорий Голосов пишет в журнале «Холод» о достоинствах и недостатках избирательных систем:

«Принципы, которые лежат в основе <…> мажоритарных и пропорциональных (избирательных правил – Полит.Ру), — это <…> территориальное и идейное представительство. <…> В первом случае места распределяются между теми, кто победил, на каких-то территориях, а во втором — у кого больше сторонников. <…>

Очевидно, что мажоритарные системы <…> довольно жестко привязывают каждого депутата к <…> избирательному округу, от которого он получает свой мандат. Это несомненное преимущество, поскольку люди живут не в странах вообще, а в конкретных местах и особенности этих мест во многом определяют интересы их жителей.

<…> Парадокс избирательных систем в том, что нельзя улучшить их одновременно по обоим параметрам представительства, территориальному и идейному. Обеспечивая территориальное представительство, мажоритарные системы могут давать очень серьезные отклонения от адекватного выражения политических предпочтений граждан. <…>

Предположим, что в некой стране <…> одна из партий пользуется поддержкой 30% избирателей в каждом из округов, но при этом ни в одном из них главная оппозиционная партия не может превзойти этот показатель. Тогда лидирующая партия выиграет выборы во всех округах и мы получим однопартийный парламент, который в действительности будет представлять предпочтения менее трети населения.

<…> Этот механизм довольно широко используется на современных российских выборах, так что доля депутатов от «Единой России», избранных в округах, систематически превышает долю единороссов, избранных по партийным спискам. Однако надо подчеркнуть, что <…> такой механизм искажения предпочтений граждан <…> определяется особенностями мажоритарной системы как таковой. Об этом свидетельствуют многочисленные эпизоды в истории либеральных демократий, когда партии проигрывали выборы в голосах, но выигрывали их в местах и в результате приходили к власти. <…>

<…> Главный <…> недостаток мажоритарной системы состоит в том, что она предоставляет неоправданное преимущество лидирующим крупным партиям, пользующимся равномерной поддержкой на всей территории страны. <…>

Это уже непосредственно касается перспектив демократизации в России. <…> При использовании мажоритарных правил само формирование партий будет трудным процессом <…>. Если бы в России в 1993 году не была введена избирательная система с серьезным пропорциональным элементом, то в стране не было бы никаких партий, кроме коммунистической. <…>

Без функционирующей партийной системы нормальная работа демократических институтов затруднена, а если говорить о парламентской системе <…> — просто невозможна. Если принять во внимание как порождаемые мажоритарной системой парадоксы представительства, так и то, что она не способствует развитию партийной системы, следует сделать вывод, что вариант с исключительно мажоритарными правилами не должен стоять на повестке дня при выборе избирательной системы для нижней палаты парламента. Однако верхнюю палату парламента, которая придет на смену нынешнему Совету Федерации, было бы уместно избирать именно по мажоритарным правилам, потому что задача этой палаты в том и состоит, чтобы обеспечивать территориальное представительство».