Найти тему
93,4K подписчиков

Параноидно-шизоидная позиция по М. Кляйн.

Предлагаю Вашему вниманию эссе, которое написал в ходе обучения по направлению "психоанализ".

Параноидно-шизоидная позиция:

основные тревоги и особенности отношений с объектами.

М. Кляйн рассматривает в основе параноидно-шизоидной позиции состояние психического аппарата раннего детского возраста, которое сопровождается персекуторной тревогой, угрожающей психике своим разрушением. Например, параноидальное преследование плохого объекта стремится разрушить хороший.

Так, М. Кляйн показывает нам о том, что данный вид тревоги происходит с раннего детства, когда ребенок один объект, например, грудь, расщепляет и с одной стороны ее идеализирует, считая ее хорошей, ласковой, любящей, т.к. она дает определенное тепло, любовь, заботу, кормление, а с другое стороны - это отвращение от груди, ведь она может быть неуютной, ненужной, чужой, неприятной.

Персекуторная тревога мешает младенцу, ребенку и взрослому переходить на депрессивную позицию, т.к. нет целостности в объекте, отчего ребенок переносит свою часть “Я” в объект, в данном случае, грудь, что приводит к трудностям с интроекцией - слияния собственного “Я” с данным объектом и интроективной идентификацией - я буду с тобой для удовлетворения себя и снижения тревоги, что даст чувство безопасности.

Помимо персекуторной тревоги М. Кляйн рассматривает также отличительные черты параноидно-шизоидной позиции, которые выделяются в следующем:

Влечение к смерти.

Особенностях раннего “Я”. Здесь упор Кляйн делает на том, что ребенок посредством своего “Я” понимает собственные процессы мышления и состояния благодаря интроекции. Фантазии ребенка могут стать источником тревоги, что может повлиять на развитие субъекта, а значит, изменить его стиль поведения: не бороться со страхом, а быть пассивным по отношению к нему.

Тревога. Переживание за расщепление и раскол на куски собственного “Я” перед другими объектами за счет их уничтожения и разрушения.

Взять, например, материнскую грудь: отсутствие хорошей груди порождает тревогу за собственное “Я”, оно становится беззащитным, т.к. хорошая грудь не сможет больше позаботится, а значит присутствует параноидальное преследование, страх перед неконтролируемым подавляющим объектом, который разрушает изнутри “Я”. (плохая грудь).

Отсутствие тревоги. М. Кляйн указывает на то, что тревога никуда не девается, а проецируется в другое место, что указывает не на само стремление к смерти, а на сохранение распадающегося “Я”. Также, указывает М. Кляйн, присутствуют состояния, при которых “Я” стремится себя расщепить.

В попытке ребенка сохранить свое “Я” он может перенаправлять уничтожение “плохой груди” в попытке защититься от нее на уничтожение собственного “Я”. К примеру, кричать, либо разрушать игрушки как способ наказания самого себя.

Первая интроекция. Интеграция обоих “Я” между субъектом и объектом.

М. Кляйн описывает такой стиль поведение как “зависть” и “благодарность” в отношении хороших и плохих объектов. Так, она указывает на 3 черты зависти: врожденность, хороший объект подвергается нападению за свою “хорошесть”, а также понимание отделенности от этого “хорошего” объекта, возбуждающего зависть, оказывается невыносимым. Исходя из этих черт появляются следующее:

Расщепление объекта на “хороший и плохой”, где данные объекты не будут соприкасаться друг с другом.

“Хороший” объект может поглощаться, что приводит к нарциссической структуре личности и путанице чувств реальности.

Зависть рассматривается с двух позицией: стремление уничтожить объект с последующей параноидной тревогой на покушение собственного “Я” (когда стремление разрушить хороший объект за то, что он таким является меняется на страх обратного покушения, ведь субъект тоже хороший), а также позиции насильственного подчинения путем вбирания в себя качеств объекта и обладания и контроля им (по типу “безответной любви”. Если меня не любят, я сделаю это целенаправленно так, чтобы чувствовать эту любовь и заботу).

В противовес зависти М. Кляйн говорит о благодарности, где благодарность является полным удовлетворением от взаимодействия с объектом, где юному субъекту хочется отдать благодарность в виде сохранения ощущения “исключительного дара”.

Также, М. Кляйн затрагивает такой момент, как приписанные фантазийные образы объектов, влияющие на юного субъекта. Так, например, фантазия ребенка о плохой груди, в которой отсутствует молоко, может приводить к физиологическому дискомфорту, а в психической структуре ребенка - уничтожению его “Я”. В противопоставление плохой груди, может быть и хорошая, где фантазийные образы обретают положительные качества по отношению к объекту. Так, например, хорошая грудь дает молоко, а значит “Я” ребенка в целости и сохранности. Так, данная грудь создает хорошее подспорье переживаний своего “Я”.

При поддержки хорошего объекта не только на параноидно-шизоидной позиции, но и депрессивной, может появиться расщепление по типу идеализированного объекта, где отсутствуют плохие характеристики, что может вызывать нестабильную ситуацию в реальности между младенцем и объектом.

Автор: Ершов Артур Олегович
Психолог, Клинический семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru