В группе Адаптивная зоопсихология нам задали вопрос, как можно спрогнозировать, что при передаче собаки новому хозяину, её адаптация не будет успешной. К сожалению, это очень частая ситуация, когда приходится искать дом взрослому животному со своим непростым жизненным опытом. Люди, которые давно занимаются пристройством таких животных, интуитивно видят, какое будущее их ждёт с тем или иным человеком. Надо сказать, что чаще их прогноз оказывается пессимистичным, и это оправдано.
Первое, что необходимо понимать: переезд в новый дом, кардинальная смена привычек и необходимость выстраивать отношения с незнакомым пока человеком – это очень серьезный стресс для любого животного. Мы называем это синдром разрыва связей. То есть, трудно будет любому человеку с любым питомцем. Исключения бывают, но это скорее везение, когда совпало всё: характеры животного и хозяина, правильное поведение нового владельца, не очень сильный контраст с прошлым опытом зверя, гибкость и тяга животного к человеку.
Но везёт не всегда. И самая частая история выглядит следующим образом: первые две недели/месяц собака ведёт себя идеально и ходит за хозяином хвостиком. Это происходит, потому что она присматривается к новому месту, человеку, режиму, правилам. Владельцу же в этот момент кажется, что собака его с первого взгляда полюбила. Вспоминается притча про игуану:
«Одному человеку подарили игуану. Он играл с ней, кормил с рук и гладил. Но однажды она укусила его за палец. Мужик обиделся, наорал на нее и положил в коробку. Через некоторое время игуана выбралась оттуда и приползла к хозяину. Стоит и смотрит ему в глаза щенячим взглядом, преданно и грустно… Постоянно ходит за ним по дому, как будто просит прощения за свой подлый поступок. На следующее утро мужик просыпается, а игуана до сих пор рядом сидит, смотрит прямо на него, а глаза еще более грустные, чем раньше.
Мужика это чрезвычайно тронуло. Но в тот же день он заметил, что палец, который укусила игуана, стал опухать. Под вечер уже вся рука огромная была. Выяснилось, его любимица принадлежала к ядовитому виду, только яд у нее очень слабый. Такие игуаны сперва кусают жертву, а затем ходят за ней по пятам – ждут, пока та сдохнет».
Конечно, усыновлённая собака и кошка не ждёт вашей смерти, как та игуана. 😊 Но и любовью к вам пока не пылает. Она просто наблюдает за вашим поведением, раз уж вынужденно оказалась под одной крышей. Если человек ведёт себя ненавязчиво, при этом помогает зверю понимать себя и окружающую обстановку, т.е. действует в соответствии с его актуальными потребностями, это становится основой их контакта в будущем. Если же хозяин решает, что зверь в него влюбился и можно делать, что захочется – проблемы максимально вероятны.
В среднем перегрузка накапливается либо через две недели, либо через месяц после переезда животного к новому хозяину. Через две недели – если новый образ жизни кардинально отличается от привычного для зверя. Например, найденную на улице лайку отдали охотнику, который посадил её в вольер – собака сбежала ровно через две недели. Когда проблемы возникают через месяц – это говорит о том, что именно отношения с новыми хозяевами не складываются. Например, судорожные приступы у Фирина начались ровно через месяц после того, как я забрала его у бывших хозяев. Главная причина стрессов у Фирина была именно в непонимании социальных взаимодействий и недоверии к людям.
Закономерности процесса адаптации к новым условиям общие у кошек и собак. Но у кошек дезадаптация чаще всего оборачивается обострениями хронических заболеваний, собаки как более социальные и активные животные склонны к поведенческим проблемам.
Нередки ситуации, когда нарастание перегрузки в связи с дезадаптацией приводит к обострению старых проблем поведения. То есть собака две недели или месяц вела себя идеально, а потом она вдруг показала своё «истинное лицо» и стала вести себя ещё хуже, чем это было у прошлых хозяев. Естественно, что не ожидавшие такого поворота люди собаку часто отдают.
Не существует однозначных критериев, по которым можно определить, что это произойдёт, все случаи индивидуальны. Если хозяин опытный, либо интуитивно чуткий и понимает свою роль в этом процессе – он может сделать так, что проблем не возникнет вовсе, несмотря на все предпосылки. Переезд на новое место – это жизнь с чистого листа. В первые две недели старые привычки ещё не активны, так работает естественный процесс адаптации. В этот период легче всего заложить новые привычки и представления о жизни взамен старых проблемных. Не случайно новизна – это один из основных инструментов в нашей работе. Именно благодаря постоянному поддержанию новизны поведение зверя на время нашей работы становится пластичнее. Мы называем этот приём «запуск адаптации».
Но этим процессом необходимо управлять, иначе он с высокой вероятностью завершится откатом к привычному поведению, которое на фоне стресса станет ещё более острым. Поэтому с первых дней необходимо создавать отношения, в которых человек выступает в роли помощника по отношению к животному. Т.е. спокойно показывает и объясняет зверю (собаке, кошке, лисе и т.д.) всё, чего тот не понимает. Например, собака испугалась упавшего на пол предмета. Позовите её, покажите упавший предмет на безопасном расстоянии, в смягченной форме продублируйте звук от падения – на её глазах коснитесь предметом пола.
Эмоциональный фон при этом должен быть дружелюбным и спокойным. Лишние эмоции только создадут помехи в нервной системе и усилят перегрузку животного. Исключение из этого правила – доместицированные лисы. Во-первых, эмоциональный резонанс с человеком был одним из селекционных критериев в эксперименте по одомашниванию лисиц. Во-вторых, эмоциональная открытость – привычное для этих лисиц поведение человека, а всё, что отличается от привычного, создаёт новизну и стресс. Поэтому мы сюсюкаем, чтобы их расслабить:
Но и с ручными лисами это работает только на фоне благополучного состояния их нервной системы. Когда есть запас прочности. Если же нервы истощены – эффект от избытка эмоций может быть прямо противоположный.
Вообще надо наблюдать, с чем у животного возникают трудности, и действовать по ситуации. Например, одна моя ученица помогала своему лису, когда он был после операции в воротнике. Сам он легко мог застрять, зацепившись за что-то воротником, но она внимательно следила за ним и каждый раз приходила на выручку. После этого опыта их отношения улучшились – возрос интерес лиса к ней и доверие. Важно делать это открыто и очень желательно озвучивать словами, чтобы зверь мог осознать, что помощь исходит именно от человека, возможно даже он станет просить её у вас. Это основа для создания доверия в отношениях с животным, а без доверия невозможно всё остальное.
Не нужно пристально следить за каждой мелочью, это невозможно и создаёт перенапряжение, которое приводит к ошибкам. Важно, чтобы ощущение «мне помогают» перевешивало всё остальное. Тогда ошибки, если они не слишком серьезные, зверь простит.
Если человек интуитивно или на основе опыта выстраивает именно такие отношения – этим он во многом снимает стресс от адаптации и становится в восприятии животного другом, а не очередным непонятным инопланетянином на новой планете, которого как-то надо понимать и который всё время нервничает и чего-то хочет. Называется, почувствуйте разницу. Либо от ваших действий глобально становится легче, либо наоборот – вот и вся арифметика.
По сути ответ на вопрос, как понять, сложится у человека с животным или нет – посмотрите, как ведёт себя человек, сколько ошибок он делает, и как животное реагирует на эти ошибки. Потому что одни звери очень многое нам прощают, другие нет. Нужно смотреть на предысторию животного, и если были проблемы именно в отношениях с людьми – в идеале очень тщательно всё выверять, потому что ошибок такой зверь прощать не будет, и реакция по истечению периода первичной адаптации именно у него будет острее.
Чем проблемнее зверь и чем хуже человек понимает его и его состояние – тем вероятнее, что вместо адаптации мы получим нарастание перегрузок, ухудшение отношений и отказ от животного. В подавляющем большинстве случаев возможно решить все эти проблемы, но необходимо учить человека помогать зверю, а это уже будет проходить сложнее, т.к. накопилось взаимное недоверие, и нервы на пределе. Поэтому работа будет дольше и с откатами, но всё возможно, если у человека есть искреннее желание помочь животному.