Найти тему
Интерфакс-Россия

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис: "Главная наша задача – обеспечить качество жизни в Арктике"

Президент РФ Владимир Путин 20 июля совершил поездку в Мурманскую область, которую не посещал с 2014 года. Правительство Мурманской области заручилось поддержкой по нескольким программам, которые предполагают качественное повышение уровня жизни на Крайнем Севере. Почему так важно проводить реновацию гарнизонов и ЗАТО, как планировать развитие опорных городов Арктической зоны РФ и как связаны синдром отложенной жизни с решением жилищного вопроса, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

- Андрей Владимирович, визит главы государства в Мурманскую область и повестка совещаний были насыщенными, много внимания уделили реновации ЗАТО. Программа, начатая в 2021 году, получила поддержку на самом высоком уровне. В какие сроки Мурманская область может получить дотации из федерального бюджета на следующие этапы реновации?

- Совещание по развитию ЗАТО и арктических городов, которое провел президент, - для нас крайне важное событие. С учетом изменившейся обстановки и необходимостью увеличения количества военнослужащих на нашей территории нужно выполнить две задачи. Во-первых, подготовить жилье и инфраструктуру для размещения тех военных, кто приедет к нам с семьями. Во-вторых, продолжить работу по приведению в порядок тех населенных пунктов, где не будет меняться количество военнослужащих.

По нашим расчетам, Мурманской области на реновацию в перспективе 10 лет требуется 283,5 млрд рублей. Деньги немалые, но результатом обсуждения, включая его закрытую часть, стало четкое поручение президента правительству РФ. К 1 сентября нужно утвердить комплекс мер, план по развитию жилищной, коммунальной, социальной инфраструктуры населенных пунктов, где живут военнослужащие и члены их семей, включая ЗАТО. С 2024 года этот план должен быть обеспечен источниками финансирования. Президент эту задачу поддержал и четко обозначил, что один из приоритетов для правительства – обеспечить качество жизни военных, особенно здесь, в Мурманской области и Арктике.

Не дожидаясь выхода официального поручения на бумаге, мы актуализируем план работ на ближайшие три года. Добавлю, что за прошедшие четыре года по этому направлению было вложено почти 14 млрд рублей, из которых две трети – из областного бюджета.

- Что планируется сделать в первую очередь в ЗАТО?

- Это новое жилье и инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура для этого жилья, капитальный ремонт и благоустройство тех домов, которые могут прослужить еще несколько десятилетий, если привести их в порядок. Кроме того, в докладе я обращал внимание, что надо внимательно посмотреть на способы размещения. Взять Печенгский округ: есть поселок городского типа Печенга, населенные пункты Спутник, 19-й км, Луостари. Это разрозненное размещение по несколько домов. Да, близко к воинской части, но там нет нормальной инфраструктуры и нет экономической активности. Речь о том, чтобы создавать новые компактные населенные пункты для проживания военнослужащих там, где это разумно. В таком городке будет все необходимое, включая экономику и рабочие места для жен военных, а добираться на службу военнослужащие будут на специализированном или личном транспорте.

- По аналогии с Дальним Востоком принято решение о разработке мастер-планов по развитию арктических городов до 2035 года. Они должны быть представлены до 1 октября 2024 года. Если вы вели об этом речь на встрече с президентом, это означает, что уже есть видение и наработки мастер-плана для Мурманска. Вы неоднократно говорили о важности городской среды. Это найдет отражение в мастер-плане?

- Мы не просто говорили о городской среде, но и немало сделали. Наши города достаточно сильно преобразились, включая Мурманск. Сначала мы обсуждали это на рабочей группе Госсовета по развитию Арктики. Стала очевидной диспропорция между нашими инвестпроектами, их технологичностью, развитием производств и развитием городов и городской среды. Это особенно заметно на примере Мурманска. Мы инвестируем в фасады, декоративную подсветку, дороги, озеленение, малые архитектурные формы, чтобы сделать город дружелюбным. Учитывая, что с 1990-х годов этому не уделялось в силу разных причин должное внимание, объем инвестиций на развитие городской инфраструктуры требует иных затрат. Поэтому на рабочей группе мы говорили, что нужно выделить приоритетные арктические опорные населенные пункты, которые имеют стратегическое значение, и сделать мастер-план, утвердить на уровне правительства РФ план по развитию этих населенных пунктов и на его основании сконцентрировать кроме регионального бюджета дополнительные меры поддержки из федерального.

Нас поддерживает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, мы вынесли этот вопрос на совещание президента, и Владимир Путин нас поддержал. Президент дал четкие поручения правительству, как и в какие сроки это сделать. Условно на мастер-план есть год, на комплекс мер на основании мастер-плана, чтобы с 2025 года в федеральном бюджете появились дополнительные источники финансирования на эти населенные пункты.

Это решение концентрировать ресурсы, задача развивать арктические населенные пункты имеет для нас ключевое значение. От обсуждения на рабочей группе до фиксации решением президента нашей страны прошло меньше трех месяцев.

- Как будет выглядеть условный скелет мастер-плана, что ждет Мурманск, какие обновления?

- Не скрою, по нашей логике нужно рассматривать в мастер-плане не только Мурманск, а агломерацию, в которую также входит Североморск и Кола (соседние города с севера и юга – ИФ). Это действительно одна агломерация, большое количество людей живет и работает в разных населенных пунктах. Мы видим миграцию по трафику и big data. В частности, именно поэтому мы добились модернизации трассы Североморск-Мурманск, которая сейчас в активной стадии реализации.

Мы рассчитываем развивать и территорию между частями агломерации. К примеру, между Мурманском и Североморском есть населенный пункт Сафоново с заброшенными домами. Эту территорию можно использовать под развитие жилищного строительства. Необходимые условия есть – трасса, логистика, хорошая земля без скал. Территория может получить вторую жизнь.

- Еще одно событие для Мурманской области – решение о запуске ипотеки под 2% годовых. Однако остается острым вопрос жилищного строительства. Какие перспективы сейчас в Мурманской области для запуска строительства МКД?

- Мы понимаем, что с жильем в Мурманской области ситуация непростая. Однако появился спрос, которого не было еще несколько лет назад. Многие люди не ассоциировали свое будущее с Крайним Севером. Это в какой-то мере синдром отложенной жизни, когда было мышление "потерпим здесь, но возьмем ипотеку в другом регионе и когда-нибудь туда переедем".

Мы видим успех и экономическую эффективность программы "Свой дом в Арктике" (программа поддержки ИЖС, запущенная в июле 2022г – ИФ). Сейчас ведем работу, чтобы льготная ипотека распространялась на ИЖС. Ипотека станет финансовым ресурсом, который дает инвестиции в строительство. Не будем забывать, что все материалы и оборудование для стройки привозят из других регионов, это влечет существенное удорожание строительства – на 40-60%.

Сейчас появились два коммерческих застройщика, один из которых уже начал продавать жилье в рынок. Что мы делаем? Оказываем помощь в части инфраструктуры, дороги и выкупаем часть квартир под расселение аварийного жилья. Они только первые ласточки, но это хороший сигнал. Когда появляется льготная ипотека, появляется повышенный спрос на другой объем жилья. Застройщик понимает, что может закладывать не один дом, а несколько, и появляется некая база стройматериалов и стройиндустрии.

А теперь вернемся к реновации ЗАТО, которая имеет еще один важный смысл: это госзаказ на новое жилье. Здесь может появиться домостроительный комбинат и прочее. Это радикально снизит себестоимость. Все вместе – это игра на снижение себестоимости за счет большого объема. Наша цель и задача – совместить эти факторы: инфраструктура, спрос, государственный заказ.

Кроме того, в Мурманске мы решаем задачу по сносу 53 старых деревянных двухэтажных домов. В домах фактически уже никого нет, но на бумаге числятся наниматели или собственники. Через суд ищем собственников, чтобы выплатить им выкупную стоимость и получить право на снос домов. Освобожденные земельные участки будем использовать для строительства небольших комфортных домов.

- Традиционно одной из тем остается газификация Мурманской области. Насколько реалистичны прогнозы завершить строительство газопровода Волхов-Мурманск к 2027 году?

- Как мы уже неоднократно говорили, газификация открывает для Мурманской области качественно новые перспективы. Это перевод на газ объектов теплоснабжения, подключение новых потребителей, возможности не только строить заводы для СПГ, но и организовать производство СПГ.

Мы, конечно, заинтересованы, чтобы газопровод появился как можно раньше. С президентом мы обсуждали, чтобы газопровод был не только под промышленные предприятия и СПГ, а учитывал потребности по газификации городов.

Работа по проектировке, трассировке схем газоснабжения вместе с "Газпромом" ведется активно и в плановом режиме. Какие будут сроки, какой будет диаметр газопровода – все это в активной стадии проработки. Газификация Мурманской области больше не обсуждается в плоскости "нужно - не нужно". Вопрос на контроле у президента РФ.

- Прогнозируется удвоение объемов перевалки в порту Мурманска в ближайшие пять-шесть лет. Отсюда вопрос: как продвигается строительство новых портовых мощностей? Какая судьба проекта по перевалке белорусских грузов?

- Строительство порта "Лавна" и Мурманского транспортного узла идет по плану. Как уже озвучивалось, рабочее движение по мосту будет запущено уже к концу года. Что касается терминала "Ударник" компании "Норебо", холодильник активно строится, на следующем этапе компания займется развитием судоремонта. Недавно я встречался с Виталием Орловым (владелец холдинга "Норебо" – ИФ), он подтвердил, что все по плану, и тема судоремонта принципиально важна.

Росрыболовство вместе с нами работает над программой развития Мурманского морского рыбного порта, который недавно был деприватизирован. Что касается порта "Тулома", его новые владельцы (ООО "ИК "Аксиома" - структура бизнесмена, основателя "Геотека" Николая Левицкого и председателя совета директоров "Роснано" Бориса Алешина – ИФ) подтверждают готовность и желание проект реализовать.

Что касается белорусского проекта, мы показали партнерам несколько вариантов и ждем принятия решения. Всех деталей раскрывать не могу, но интерес есть, мы находимся в постоянном диалоге с потенциальными инвесторами. Очевидно, что в условиях тех ограничений, санкций и рисков, которые есть на Балтике, внимание к незамерзающему и свободному от третьих стран Кольскому заливу значительно выросло.

По итогам четырех месяцев 2023 года объемы перевалки белорусских грузов через Мурманск превысили 95 тыс. тонн. Это на треть больше, чем за весь 2022 год. Товарооборот с Белоруссией за январь-май 2023 вырос в 2,8 раза до $127,7 млн.