Найти тему
СантехОптСервис

Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Водоснабжение ч3. Шахтные колодцы

Если небольшие города, устроенные обычно на берегу реки или ручья, а нередко и в месте слияния двух речек, могли пользоваться водой из них, то с ростом территории города, а также в военное время это становилось затруднительным. Не гарантировали надежности водоснабжения и потайные ходы из города к находящимся вне его поверхностным водоисточникам. Поэтому с давних времен русские устраивали рытые колодцы. Возможно, что они сначала были в виде ям без сруба, как это делалось у скифов.

Скифский колодец (реконструкция)
Скифский колодец (реконструкция)

В этом отношении большой интерес представляет водоснабжение скифского поселения близ г. Ольвии (Николаева). Здесь ямы-жилища были устроены вокруг большого колодца глубиной 11м. Колодезная яма имела диаметр в верхней части 7м, а в нижней -3,5м. В верхней части сохранились паз балок, лежавших горизонтально крест-накрест. По видимому, становясь на эти балки, забирали воду из колодца, но возможно, они служили для его перекрытия. Ямы в поселении копались мотыгой шириной 6см с легким выгибом. Глубина штыка в зависимости от грунта составляла 10-22 см

Эти данные показывают, как вообще устраивались первые колодцы без отделки. Характерно, что по такому принципу устраивать колодцы в полевых условиях рекомендует германское наставление для саперов.

Интересно, что даже поглощающие ямы подобного типа славянам были известны. По исследованиям В.А. Городцова в долине реки Оки вблизи Федяшевского городища, возникшего в VIв, и существовавшего в IX, имелись воронкообразные ямы, быстро поглощающие воду или, по-народному, бездонные. Автор полагает, что название их "артабой" (от арабского "артаба") сначала имело юмористическое значение, как бы указывая на недобросовестную меру арабских купцов; для нас оно служит памятником торговли хлебом древней Руси с Востоком.

Еще первые русские летописные сказания упоминают о колодцах, как сооружениях общеизвестных. При осаде в 997г печенегами Киева в городе начался голод. Один из граждан посоветовал выкопать два колодца, в которые были опущены кадки с цежью и рассыченным медом. Когда пришли для переговоров приглашенные печенеги, им сказали, что бог дает городу пищу прямо из земли. Сварили для послов из цежи кисель, из другого колодца почерпнули сыту и стали есть и пить, На прощание налили врагам по корчаге цежи и сыты. Решив, что город измором взять нельзя, печенеги сняли осаду.

-2

Этот эпизод с первым изображением у нас колодцев представлен в Радзивиловской или Кенигсбергской летописи.

(продолжение следует)