Найти тему
Анна Ивановна

Сочинение для каждого

Далеко не всем идея создавать авторский текст нравится, кто-то заявляет, что «не умеет» писать, кто-то говорит, что «не представляет, с чего начать». Обязательно прозвучит вопрос: "Я сдаю математику. Зачем мне ваше сочинение?" Я показала ребятам, что проблема с сочинением глубже, чем им кажется.

Я предлагаю и Вам ознакомиться с тем перечнем проблем, которые кроются за фразой "не люблю/не хочу/ не могу писать сочинение".

От ребят я слышу фразу: "Я не понимаю, где мне это пригодится". Очевидно, что вклад в будущее тех сил и часов, которые ребята проводят за комьютерными играми, например, их волнует намного меньше. Так как один процесс однозначно просит удовольсвтие, второй же выполняется только по требованию учителя, очевидно, что проблема не в том, что школьникам просто не нравятся темы/тексты,  с которыми они работают.
От ребят я слышу фразу: "Я не понимаю, где мне это пригодится". Очевидно, что вклад в будущее тех сил и часов, которые ребята проводят за комьютерными играми, например, их волнует намного меньше. Так как один процесс однозначно просит удовольсвтие, второй же выполняется только по требованию учителя, очевидно, что проблема не в том, что школьникам просто не нравятся темы/тексты, с которыми они работают.
"Я старался-старался, а учитель всё равно поставил "3", - сетует ученик. По моему опыту, ребята почти никогда не думают, что у учителя могут быть критерии оценивания, их не пытаются узнать, по ним не пытаются работать.
"Я старался-старался, а учитель всё равно поставил "3", - сетует ученик. По моему опыту, ребята почти никогда не думают, что у учителя могут быть критерии оценивания, их не пытаются узнать, по ним не пытаются работать.
Шаблоны - страшное слово для творческой работы. Ни один экзамен не ждёт от нас "шаблона". Грамотной структуры - да, но не "шаблона". Ученик вправе писать то, что ему хочется  так, как ему хочется. Важно только помнить про критерии оценивания.
Шаблоны - страшное слово для творческой работы. Ни один экзамен не ждёт от нас "шаблона". Грамотной структуры - да, но не "шаблона". Ученик вправе писать то, что ему хочется так, как ему хочется. Важно только помнить про критерии оценивания.
Словарный запас - слабое место многих школьников. И проблема не в том, что они не читают книг. Даже если ученик откроет томик А.С. Пушкина, прочитает текст, наполненные качественное и красивой речью, он закроет книгу и забудет все. Во-первых, потому что его окружение не говорит в стиле Александра Сергеевича и поддерживать уровень просто нет смысла. Во-вторых, потому что часть слов он просто не поймёт.
Словарный запас - слабое место многих школьников. И проблема не в том, что они не читают книг. Даже если ученик откроет томик А.С. Пушкина, прочитает текст, наполненные качественное и красивой речью, он закроет книгу и забудет все. Во-первых, потому что его окружение не говорит в стиле Александра Сергеевича и поддерживать уровень просто нет смысла. Во-вторых, потому что часть слов он просто не поймёт.
Страх сделать ошибку - не самый популярный, но всё же враг школьников. Зачем писать, если я не уверен, что правильно понял тему? Зачем совершать ошибку? Я лучше подойду, уточню, спрошу... и ничего сам делать не буду.
Страх сделать ошибку - не самый популярный, но всё же враг школьников. Зачем писать, если я не уверен, что правильно понял тему? Зачем совершать ошибку? Я лучше подойду, уточню, спрошу... и ничего сам делать не буду.
Творческий вклад школьников в работах не оценивают. Сочинение может быть написано от всей души, а количество ошибок приведёт к  "2" в журнале. Я даю гарантию, что ученик будет ощущать эту оценку именно за его мысли и чувства. Потому что в творческой работе, как на всем кажется, действительно выразить важно душу. А педагогу важно оценить знания. Вот и получается, что учитель может, конечно, поставить 5/2 (за содержание и грамотность), но впечатления ребёнка это уже не изменит.
Творческий вклад школьников в работах не оценивают. Сочинение может быть написано от всей души, а количество ошибок приведёт к "2" в журнале. Я даю гарантию, что ученик будет ощущать эту оценку именно за его мысли и чувства. Потому что в творческой работе, как на всем кажется, действительно выразить важно душу. А педагогу важно оценить знания. Вот и получается, что учитель может, конечно, поставить 5/2 (за содержание и грамотность), но впечатления ребёнка это уже не изменит.

Я провожу занятия, которые позволяют актуализировать данную работу. Ведь не только «гуманитарии» должны писать тексты. Для начала мы представили, что УЖЕ научились создавать потрясающие авторские тексты. Что же подразумевает понятие «умеют писать сочинение»? Задумывались ли Вы о том, что сочинение - это работа с разными навыками. Я привожу часть из них.

-7

После этого мы воспользовались "карточками" с профессиями разных сфер. Мы говорили про медицину, ит-технологии, про медиа и даже добычу и переработку полезных ископаемых.

Полный перечень тех профессий, который мы рассмотрели:

-8

Во время такой работы выясняется, что ит-специалисты тоже анализируют чужой текст, что финансовый сектор тоже подстраивается под чужие критерии оценивания, что в сфере строительство нельзя обойтись без креативного подхода, а в медицине тоже нужно создавать авторские тексты. Может, сочинения не так уж "бесполезны"?

Результатом нашей работы становится вот такой ватман:

*КАРТИНКА ВАТМАНА*

Возможно, Вам покажется, что эту работу можно было и не делать, что можно дать шаблон и тему сочинение - ребёнок справится. Да, не спорю, уверена, что большинство педагогов и репетиторов поступают именно так. Но я за осознанную работу. Когда ученик понимает, ЗАЧЕМ он пишет, ЗАЧЕМ он вкладывает свои силы, ЗАЧЕМ тратит на это время, тогда качество знаний лучше и отдачи мы получаем больше.

Как Вы могли видеть, трудностей в работе с сочинениями много, в своё время я расскажу о том, как мы работаем с каждым из этих направлений.