Найти в Дзене
Александр Субачев

Основные школы менеджмента:школа психологии

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы затронем такую школу управления как "школа психологии". Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х годов XX в., ознаменовавшийся появлением школы психологии. Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» и школы «поведенческих наук». Школа человеческих отношений: Период функционирования:1930—1950 Основные представители: Гуго Мюнстерберг Один из основоположников школы «человеческих отношений» Также является одним их основоположников психотехники – область прикладной психологии, которая имеет применение в той или иной сфере человеческого труда. Внес весомый вклад в разработку проблем профессиональной пригодности, профессионального обучения, производственного утомления, травматизма, рекламе
Использовано изображение с сайта: https://dizzwizz.ru/obschestvo/rabota-i-kariera/psihologiya-upravleniya.html
Использовано изображение с сайта: https://dizzwizz.ru/obschestvo/rabota-i-kariera/psihologiya-upravleniya.html

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы затронем такую школу управления как "школа психологии".

Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х годов XX в., ознаменовавшийся появлением школы психологии. Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» и школы «поведенческих наук».

Школа человеческих отношений:

Период функционирования:1930—1950

Основные представители:

Гюго Мюнстерберг. Использовано изображение с сайта:https://ru.citaty.net/avtory/miunsterberg-gugo/?o=popular
Гюго Мюнстерберг. Использовано изображение с сайта:https://ru.citaty.net/avtory/miunsterberg-gugo/?o=popular

Гуго Мюнстерберг Один из основоположников школы «человеческих отношений» Также является одним их основоположников психотехники – область прикладной психологии, которая имеет применение в той или иной сфере человеческого труда. Внес весомый вклад в разработку проблем профессиональной пригодности, профессионального обучения, производственного утомления, травматизма, рекламе в торговле и т.д. Сформулировал задачи профессиональной пригодности. Большую часть своих исследований он посвятил выработке научных методов отбора "правильных людей на правильные рабочие места. Разработал профессиограммы (карты профессий), на основании которых фирмы производят подбор кадров. Провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Одним из первых пропагандистов психологии в производственном управлении, подчеркивавшим специфическую функцию психолога, - работать там, где «существует неудовлетворенность рабочих при отсутствии очевидных недостатков». Наверное, поэтому место психолога он, по сути, полностью подчинял требованиям и указаниям менеджера.

Элтон Мэйо. Использовано изображение с сайта:https://ru.sainte-anastasie.org/articles/psicologa-social-y-de-las-organizaciones/elton-mayo-y-los-experimentos-de-hawthorne.html
Элтон Мэйо. Использовано изображение с сайта:https://ru.sainte-anastasie.org/articles/psicologa-social-y-de-las-organizaciones/elton-mayo-y-los-experimentos-de-hawthorne.html

Элтон Мэйо. Исследовал зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). На основе экспериментов сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения. Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала.

Дуглас МакГрегор. Использовано изображение с сайта:https://www.peoples.ru/science/economy/douglas_mcgregor/index1.html
Дуглас МакГрегор. Использовано изображение с сайта:https://www.peoples.ru/science/economy/douglas_mcgregor/index1.html

Дуглас МакГрегор. Разработал теорию «Х» и «Y». В соответствии с этой теорией существует два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам: теория «Х» и теория «Y», Считал данные теории выражают совершенно разные взгляды на природу человека: для теории Х - свойственна механическая точка зрения, согласно которой человек предстает как лишенной всякой индивидуальности фактор производства, то теория Y рассматривает человека в органической взаимосвязи с его внешним окружением, на которое воздействует и под влиянием которого находится.

Честер Ирвинг Барнард. Использовано изображение с сайта:https://en.wikipedia.org/wiki/Chester_Barnard#/media/File:Chester_Irving_Barnard.jpg
Честер Ирвинг Барнард. Использовано изображение с сайта:https://en.wikipedia.org/wiki/Chester_Barnard#/media/File:Chester_Irving_Barnard.jpg

Честер Ирвинг Барнард. Доказывал, что предприятие должно обеспечивать не только экономическую, но и человеческую эффективность, развивал тезис о внутреннем консенсусе (согласии) в организации и об участии рабочих в управлении. Барнард сконструировал теоретическую модель кооперативной системы, в центре которой находится индивид, имеющий свои собственные цели, желания и пр. Выделил два типа организаций: формальную и неформальную. Главной функцией управляющего считал «созидание организационной морали», т. е. той духовной силы, без которой управляющий кооперативной системы не сможет стать лидером.

Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. Школа человеческих отношений – это гуманистическое, сильно психологизированное направление в общей теории организации, социологии организаций и управленческой практике. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Под человеческим фактором понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании – это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.Школа человеческих отношений возникла как реакция на недостатки классического подхода, поэтому эта школа иногда называется неоклассической. В основу школы были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Данная школа сосредоточила свое внимание на человеке: на том, как он взаимодействуете другими, как реагирует наразного рода ситуации, желая удовлетворить свои потребности. Основоположники школы утверждали, что для человека основными стимулами являются не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоудовлетворение и другие психологические мотивы. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;

- в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;

- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;

- работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей. Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей.

Школа поведенческих наук

Период функционирования:1950 — по настоящее время

Основные представители:

Абрахам Маслоу.Использовано изображение с сайта:https://www.kefline.ru/priznaki-zreloy-lichnosti-po-abrahamu-maslou/
Абрахам Маслоу.Использовано изображение с сайта:https://www.kefline.ru/priznaki-zreloy-lichnosti-po-abrahamu-maslou/

Абрахам Маслоу. Большой вклад в развитие поведенческого направления в менеджменте внес психолог А. Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с этим учением у каждого человека имеется иерархически расположенная сложная структура потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности, используя соответствующие методы мотивации. Маслоу разделил эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности и др.) и производные (потребность в справедливости, благополучии, порядке, единстве социальной жизни и др.). Базисные потребности постоянны, а производные изменяются.

Фредерик Герцберг.Использовано изображение с сайта:https://inteoz.ru/содержательные-теории-мотивации/
Фредерик Герцберг.Использовано изображение с сайта:https://inteoz.ru/содержательные-теории-мотивации/

Фредерик Герцберг. Развивал идею связи между удовлетворением потребностей и мотивацией человека к труду. Сформулировал двухфакторную модель мотивации. Установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсами, между которыми находится состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов. Предложил принципиально новое деление потребностей – на «просто удовлетворяемые» и «стимулирующие». В соответствии с этим факторы, влияющие на поведение работников, он разделил тоже на две группы, по-разному связанные с возникновением стимулов к труду,- на группу «поддерживающих» или «гигиенических» факторов и непосредственно «мотивирующих».

Уильям Оучи.Использовано изображение с сайта:https://mavink.com/explore/Ouchi-Theory-Z
Уильям Оучи.Использовано изображение с сайта:https://mavink.com/explore/Ouchi-Theory-Z

Уильям Оучи. Развивал теории. Д. МакГрегора . Изучив японский опыт управления, Оучипришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления.. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек — это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех деятельности организации. Оучи сформулировал цели теории «Z», в сжатом виде сводящиеся к следующему: долгосрочный наем работников; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о рабочих.

Ренсис Лайкерт. Использовано изображение с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Rensis_Likert_-_ISR_-_December_1961.jpg
Ренсис Лайкерт. Использовано изображение с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Rensis_Likert_-_ISR_-_December_1961.jpg

Ренсис Лайкерт. Основные направления исследований - проблема социального управления, общественное мнение, методы исследования социального поведения. Разработал собственную теорию стилей руководства. Установил три типа переменных, определяющих долговременную эффективность организации: причинные, промежуточные, результирующие.

Другие представители школы психологии Ф. Ротлисбергер, У. Френч, Ч. Белл

Примерно с конца 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом. Концепции поведенческих наук были направлены на оказание помощи работникам в осознании собственных возможностей и на повышение эффективности использования её человеческих ресурсов. Данная школа декларировала, что имеется один наилучший подход решения управленческой проблемы, а правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности организации. Главный постулат этой школы состоял в том, что правильное применение науки о поведении при непосредственном руководстве людьми всегда будет способствовать повышению эффективности работы, как отдельного работника, так и организации в целом. Большое значение в рамках данной школы придаётся опыту и способностям менеджера. Так как поведение конкретного человека непредсказуемо и всегда является загадкой, то главным становится подбор менеджера, способного руководить от природы. Главное правильно подобрать и расставить руководителей.

Особенностями школы поведенческих наук являются следующие моменты: -Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности трудом.

-Разработка теории потребностей.

-Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом в полной мере.

-Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений Представители данной школы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Рассматривая вопрос о сходствах и различиях школ поведенческих наук и человеческих отношений, можно сделать вывод о следующем:

-Школы созданы на основе гуманистического отношения к трудящимся, учитывают влияние человеческого фактора на процесс производства, содержат в себе не только узкие теоретические мышления, но и разработки и принципы таких наук как психология, социология, математика, кибернетика.

- Школа поведенческих наук и школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду.

-Однако, выделившись из русла «человеческих отношений», школа поведенческих наук более детально изучает методы налаживания межличностных отношений в коллективе.

-Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является тенденция к интернационализации менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, разных областей социальных наук, их коллективное творчество в этой области знаний. Однако, любое научное течение, может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным чертам школы психологии относят:

- Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы;

- Затраты на человека – активы компании, которые надо правильно использовать;

-Формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности;

-Руководитель ориентируется на своих сотрудников;

- Разработка теории социального управления;

- Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей; -Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете.

К отрицательным чертам школы психологии относят:

-Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;

- Неприемлемость других методов в управлении, кроме как применения науки о поведении.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

#психология #поведение #управление