Найти тему

У юристов ВЭД работы невпроворот. Дайджест событий за июль

Оглавление
В июле мы продолжили побеждать даже в делах годичной давности, разбирались с новыми делами, обсуждали важные новости и расчётные показатели. Все подробности — в публикации!

Какие изменения таможенного законодательства вступили в законную силу в июле – читаем в кратком обзоре ниже!
А если нужны подробности, читайте статью в Дзен:
https://dzen.ru/a/ZKRAN3c4WwpwbjOz?share_to=link

-2

— С 1 июля 2023 года:
1. Самоходные машины, выпущенные в обращение в ЕАЭС после 30 июня 2023 года, будут регистрироваться в РФ только при наличии электронных паспортов.
(Решение Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 N 122)

2. Уплата авансовых платежей должна производиться на новый КБК
(Информация ФТС России)

3. Повышаются коэффициенты расчета размера утилизационного сбора в отношении отдельных видов тракторов
(Постановление Правительства РФ от 06.06.2023 N 938)

4. На территории Калининградской области стартует эксперимент по созданию условий для упорядоченной электронной торговли товарами.
(Федеральный закон от 18.03.2023 N 84-ФЗ)

5. Установлены особенности декларирования припасов
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2022 N 157)

— С 17 июля 2023 года установлена технология совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта с использованием информационной системы «Одно окно»
(Приказ ФТС России от 12.05.2023 N 370)

— С 25 июля 2023 года установлены единые для стран ЕАЭС требования к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам.
(Решение Совета ЕЭК от 25.11.2022 N 173; Решение Коллегии ЕЭК от 11.05.2023 N 57)

Окончательная победа в деле на миллиард

В октябре прошлого года мы делились своими впечатлениями от судебного спора с ценой вопроса в миллиард рублей. Вчера это дело было рассмотрено в кассации. Все три судебные инстанции признали действия таможни по взысканию таможенных платежей незаконными и освободили нашего клиента от требований по уплате каких-либо сумм в бюджет. Теперь пришло время рассказать, как нам это удалось.

-3

В этом споре положительного результата мы смогли достигнуть благодаря своевременно принятым мерам.

Предметом разбирательства были суммы таможенных платежей, которые таможня доначислила в связи с «нарушением» таможенной процедуры свободной таможенной зоны. На протяжении долгих лет морские суда, помещенные под эту таможенную процедуру в Калининградской области, свободно занимались рыболовством и никогда этого не скрывали. Как говорится, ни что не предвещало беды. Однако полтора года назад таможня пересмотрела свой подход к прочтению норм Таможенного кодекса и объявила о том, что факт рыболовства является нарушением требований процедуры и влечет за собой обязанность по уплате таможенных платежей, как если бы морское судно помещалось под процедуру импорта.

Применимые нормы права сформулированы, мягко говоря, не однозначно. Разумеется, первая линия защиты клиента была построена вокруг толкования и прочтения нормы. Мы заявляли о том, что нарушения процедуры допущено не было. Для этого мы обращались за разъяснениями в Минфин и получали заключение специалиста, мнение которого имеет высокий вес в сфере таможенных правоотношений.

Параллельно в качестве альтернативного способа разрешения спора мы предложили клиенту поместить морские суда под процедуру реэкспорта, которая завершает процедуру свободной таможенной зоны и освобождает декларанта от обязанности по уплате таможенных платежей. К счастью, к этим рекомендациям отнеслись с вниманием, и морские суда с нашей помощью были оформлены на реэкспорт.

По результатам рассмотрения спора именно факт реэкспорта стал решающим для отмены требований таможни. Несмотря на собранные доказательства и хорошо выработанную позицию, Суды посчитали, что нарушение процедуры все-таки имело место. Однако, даже нарушив процедуру, наш клиент остался свободен от обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку таковая прекратилась в момент реэкспорта морских судов.

Этот пример хорошо иллюстрирует, как важно проработать все возможные варианты еще на этапе подготовки к спору.

Мы искренне рады, что нам удалось достигнуть поставленной задачи! Спор был, действительно непростым, но от того более интересным. Желающим узнать подробности – номер арбитражного дела А21-8110/2022.

Утро понедельника мы начали с праздничного чаепития с тортиком!


Для этого у нас отличный повод — наш партнер и коллега Александр Черноусов отметил свой пятидесятилетний юбилей!

-4

Александр не только первоклассный специалист, но и замечательный семьянин, чуткий собеседник и достойный человек. От всей души поздравляем Сашу с Днем рождения. Желаем вдохновения и успехов в делах!

Являются ли оперативно-розыскные мероприятия формой государственного контроля?


Это вопрос среди прочих обсудили на очередном заседании постоянной комиссии по вопросам профилактики правонарушений в сфере таможенного дела Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России.

Парадигма права приняла участие в заседании в лице Олега Белоуско.

-5

В повестке были интересующие нас темы. В частности, обсуждали злободневный вопрос о практике применения пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ. Напомним, что эта норма устанавливает правило назначения однократного наказания при рассмотрении нескольких дел об административных правонарушениях при условии их выявления в ходе одного контрольного мероприятия в рамках осуществления государственного контроля.

Вопрос рассматривали в разрезе применимости указанной нормы к правонарушениям, выявленным при контроле статистических форм отчетности или в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

В настоящее время практика такова, что такие проверки не относят к категории государственного контроля, что де-юре не позволяет применять положения пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ к выявленным по их результатам правонарушениям и наказание назначается отдельно по каждому факту нарушения.

На заседании один из спикеров озвучил, что таможенные органы поддерживают идею необходимости распространения правил сокращения объема наказания и на эту категорию проверочных мероприятий, в связи с чем ФТС России уже выступила с соответствующей законодательной инициативой в части внесения соответствующих дополнений в КоАП РФ.

Это был тот редкий случай, когда позиция бизнеса и государственного органа полностью совпала. Надеемся уже в скором времени увидеть реальные (и положительные) результаты заседания!

Как таможня понимает, что цена товара слишком низкая?


Для того, чтобы выявить факт занижения таможенной стоимости, таможня использует особый показатель —
“Индекс таможенной стоимости” (ИТС).

Если ваш ИТС ниже среднестатистического, то это повод для проведения проверки. Таможня, скорее всего, запросит дополнительные документы и попросит дать объяснения о том, почему ваш товар такой дешевый.

А вы в курсе, как рассчитывается ИТС?

-6

Как показали результаты опроса, большинство наших читателей знают, как формируется таможенный показатель ”Индекс таможенной стоимости” (ИТС).

ИТС — это статистическая контрольная величина, которая отражает соотношение стоимости товара к его весу.


Неважно, что вы везёте: яблоки, кастрюли или теплоход. Первым делом таможня разделит стоимость товара на его вес и сравнит этот показатель с поставками похожих товаров в предшествующем квартале. Вот так все до неприличия просто!

Спортивная яхта по цене парохода. Парадокс определения таможенной стоимости

До каких крайностей готова дойти таможня, когда заявляет о занижении таможенной стоимости? Сейчас у нас в работе есть интересный кейс, который наглядно иллюстрирует весь формализм методов работы таможенных органов!

-7

Наш клиент импортирует из Европы спортивные яхты. Если точнее – одноместные гоночные шверботы. Представьте себе большую доску для серфинга или сап борд, но только с парусом – вот примерно так выглядит наш товар (да простят нам такое вольное сравнение профессионалы и любители парусного спорта!).

Итак, декларант представляет в таможню полный комплект документов по сделке. Да, в документах не всё идеально: в заказе нет подписей сторон, а транспортные документы не содержат расчета километража. Но разве это повод для того, чтобы ставить под сомнение действительность сделки? Мы думаем, что нет!

Однако несмотря на представление полного комплекта документов и исчерпывающих пояснений, таможня все-таки пришла к другому мнению и скорректировала стоимость спортивных яхт. Это, конечно, грустно, но такой историей опытных участников ВЭД, к сожалению, не удивишь.

Интересно в этой истории другое, а именно то, как таможня определила "правильную", по ее мнению, стоимость. Рассказываем подробно о парадоксе в статье на Дзен:
https://dzen.ru/a/ZL7F3pWvaDfzj-uy?share_to=link

В каком событии Парадигма права приняла участие?

Экономический форум Россия-Африка 2023? Нет! Мы побывали в другом месте...

-8

Вчера проходило не менее значительное для нас мероприятие — Стратегическая сессия нашего ключевого партнера ГК АРИВИСТ. Обсуждали проблемные вопросы применения таможенного законодательства, перспективы и порядок взаимодействия по ключевым направлениям.

И раз уж об этом зашла речь, АРИВИСТ — один из самых опытных таможенно-логистических операторов в России. Работа с таким клиентом сама по себе уже является знаком качества. Мы очень ценим это партнерство и благодарны за возможность соответствовать заданному высокому уровню!

Для проведения сессии традиционно была выбрана площадка парк-отеля Левада при конно-спортивном
клубе Forside. Прелесть этого места в том, что в перерывах между совещаниями есть возможность прогуляться по территории конного клуба, где непременно встретятся грациозные лошадки и славные пони.

Как говорится, совмещаем приятное с полезным!

Пишите комментарии по этому и другим темам этого месяца, с удовольствием подискутируем!

Парадигма права | Юристы для ВЭД
paradigma-prava.ru