Как это заведено в моем маленьком Дзене, прогулявшись по районам, когда-то бывших окраинами Москвы, я снова возвращаюсь почти в центр.
Или, если точнее – поближе к центру. Местечко это лежит за пределами древнего Белого города.
В двадцатых годах прошлого века название «Путинки» исчезло с карт Москвы, но в 1993 году вернулось опять. Здесь, неподалеку от нынешних станций метро Пушкинская, Тверская и Чеховская, в шестнадцатом-семнадцатом веках располагался Путевой посольский двор, о которого в старину расходились дороги на Тверь и Дмитров.
Здесь можно отыскать великое множество удивительных и прекрасных историй, возвращаться к которым хочется снова и снова. Думаю, что так я и поступлю: не стану делать громадного цикла статей за раз, но периодически буду о здешних местах упоминать.
Например, сегодня мне захотелось рассказать…
…О самом настоящем шедевре неорусского стиля
То, что некоторые источники называют неорусским стилем, при этом исправляя тех, кто ошибочно и, на мой взгляд, чуть даже по-русофобски использует неграмотный и грубый термин «псевдорусский», по сути – то же самое, что и русский модерн.
И вот в этом стиле был выполнен прекрасный дом, построенный в 1913-1916 годах в Настасьинском переулке, на фасаде которого значится «Российская ссудная казна» и указаны годы постройки.
Его авторы – русские архитекторы Владимир Александрович Покровский и Богдан Михайлович Нилус. Причем здание во многом напоминает Государственный банк в Нижнем Новгороде, что неудивительно, ведь и его также строил Владимир Покровский, но несколькими годами раньше.
Да и назначение у обоих зданий схожее, оба они напрямую связаны с финансами. Московское, правда, не банк, а что-то наподобие большого государственного ломбарда того времени. В какой-то момент государство решило, что позорному ростовщичеству с его драконовскими методами и слоновьими процентами пора создать достойную альтернативу и тем самым помочь малообеспеченным, нуждающимся гражданам.
Здесь выдавали ссуды под залог ювелирных изделий, драгоценных камней и ценных металлов. Небольшие, всего до тысячи рублей, сроком не более чем на год. И всего под 6% годовых, что, согласитесь, весьма человеколюбиво.
Более же крупные кредиты можно было оформить, к примеру, в Сберегательной (Ссудной) кассе, что открылась в позапрошлом столетии в Опекунском совете на Солянке – где, как известно, заложил свое Нижегородское имение Александр Сергеевич Пушкин.
Здание в Настасьинском переулке решили возвести…
…К трехсотлетию дома Романовых
Его как раз широко и торжественно праздновали в 1913 году. Видимо, еще и это наложило отпечаток на облик постройки. Как говорил сам автор проекта, при его создании он решил стилизовать, а в чем-то и буквально процитировать образы Нарышкинской архитектуры с ее затейливым барокко и белокаменным орнаментом.
Проект был одобрен лично Николаем Вторым, и мастера приступили к строительству. Через три года роскошный древнерусский терем, но с очевидным налетом модерна, было готов. В итоге у мастеров получилась этакая…
…Резная табакерка, как по волшебству увеличенная до размеров двухэтажного дома
Здание получило квадратный центральный корпус и две пристройки-крыла, в которых расположились кладовые Казны.
Центр фасада украсили двуглавый орел и Георгий Победоносец – Российский герб и герб Москвы.
А оформление оконных наличников и резной орнамент, идущий фризом над окнами второго этажа – отдельный шедевр. Наверное, многие заметили, что декору окон я уделяю почти такое же внимание, как росписям сводов и стен в храмах. Тут уж, простите, ничего не могу с собой поделать! (10 фото)
Алмазная рустовка первого этажа, как многие предполагают, была позаимствована у облика храма Знамения в Дубровицах.
Посмотрите сами, и правда ведь похоже! Снимки в галерее ниже делались в 2021 году. То, что я у шутку называю «Эпохой позднего Хуавея».
Говорят, что при создании материалов для строительства использовалась необычная технология. Вместо простой воды в производстве кирпича для прочности употребляли яичный белок.
Впрочем, один из моих дорогих подписчиков, с которым, уверен, все давно знакомы по частым моим вставкам его комментариев в уже готовые и опубликованные тексты статей, вот как комментирует эту версию. Уверен, что слова человека, всю жизнь посвятившего строительству, а главное - реставрации старинных зданий, заслуживают внимания. Посему - добавлю его рассказ в текст, чтобы не потерялось в ворохе переписки и не забылось.
Здание прекрасно, рустовка и резьба очень радует глаз, сочетание известняка, доломита и песчаника в отделке придаёт живописность фасаду... Ну а заодно хочу коснуться применения яиц для приготовления растворов. Не знаю, кто первый втюхал эту легенду в массы, но она уже не одно десятилетие гуляет в головах любителей архитектуры... Для ясности кратко объясню принцип изготовления известкового раствора для кладки. Куски известняка обжигали в печах, из них улетучивался углекислый газ и вместо углекислого кальция (известняк) получалась окись кальция (СаО). Её "гасили", т.е. заливали водой в ямах и чанах, получалась гидроокись кальция Са(ОН)2. Её и использовали в качестве кладочного раствора, смешивая с песком, кирпичной крошкой и мелким щебнем. Добавляли скисшее молоко, казеиновый клей или просто... мочу, для неё на стройке специально ставили чаны. Добавляли и скорлупу от яиц, это тоже кальций, он способствовал карбонизации (схватыванию) раствора. При работе на храме Фёдора Студита была откопана старая известковая яма, где обнаружили целые слои половинок яичной скорлупы... Вряд ли в раствор добавляли столь ценный продукт, яйца ели каменщики, а скорлупу выбрасывали в яму. Да и вонь от протухших белков в растворе долго досаждал бы строителям... А раствор поглощал из воздуха углекислый газ и опять превращался... в известняк, правда процесс этот был весьма долог, углекислого газа в воздухе очень мало!
(Юрий Маслов, каменщик)
Крыльцо и весь входной портал – особенно прекрасны. Даже если бы я по какой-то нелепой случайности или недосмотру решил не писать об этом доме, украшения входа мгновенно переубедили бы меня. И, собственно, не уделить им особого внимания я тоже не смог (9 фото).
А визуально над входом, по центру здания, из-за высокого аттика выросла башенка в виде острой пирамиды.
К моему огромному сожалению, мне снова не удались ровные общие планы. Переулок узок, и все виды здания – с боков. Но зато деталями я налюбовался всласть.
Кстати, говорят, что в 2013 году велись разговоры о том, чтобы в здании открыть музей истории денег и начать водить экскурсии. Но я пока не нашел ничего о том, было ли это реализовано. Скорее всего, вряд ли.
Про интерьеры же пишут, что их, созданные по эскизам Ивана Билибина, в здании удалось сохранить почти в первозданном виде.
К слову, даже то самое изображение двуглавого российского орла принадлежит кисти Билибина. Оно же стало символом Госбанка, и его же теперь изображают на купюрах. Так что те из нас, кто по старинке пользуется наличными деньгами, если так можно сказать, всегда имеет при себе репродукции известной картины.
При этом любопытно, что...
...Здание Казны нашло и свою критику
Светило русской живописи, автор нашумевшего и многозначительного, многоговорящего шедевра под названием «Черный квадрат», Казимир Северинович Малевич отзывался о постройке весьма нелестно:
«...только больное, наивное воображение архитектора-оригинала полагает, что труп, подмазанный бетоном и подкованный железом, может поддержать его сгнивший скелет.
Абсолютная бездарность и скудость творческих сил заставляют бродить по кладбищам и выбирать гнилье.
Такие постройки, какими обогатилась Москва – Казанский вокзал и дом казенной палаты по Афанасьевскому переулку, – доказывают бездарность строителя наглядно»
(Статья из сборника «Пощечина общественному вкусу» Впервые была опубликована в газете «Анархия» №37 от 6 апреля 1918 года.)
Соглашаться ли с живописцем – решать каждому. Я с ним согласиться не смог.
А вот после революции…
…Орлов на фасаде Казны уничтожили
Их восстановили в 1990-х.
Сразу после революции здесь разместился Наркомат внутренних дел, а в 1920-х годах – знаменитый Гохран – Государственное хранилище ценностей Наркомфина. То, что изымалось из московских монастырей и храмов, из княжеских и купеческих усадеб – все свозилось сюда.
«...Выше я упомянул о национализированных в государственный фонд драгоценных камнях и ювелирных изделиях. Заинтересовавшись ими, так как они представляли собой высокой ценности обменный фонд, я с трудом, после долгого ряда наведенных справок, узнал в конце концов, что все драгоценности находятся в ведении Наркомфина и хранятся в Анастасьевском переулке в доме, где находилась прежде ссудная казна. Сообщил мне об этом H. H. Крестинский, бывший в то время народным комиссаром финансов. Занятый главным образом партийными делами (он был секретарем Центрального комитета всероссийско-коммунистической партии, каковым в данное время является Сталин), делами своего комиссариата не интересовался и потому направил меня к своему помощнику, фамилию которого я забыл, но которого звали Сергеем Егоровичем. В условленный день мы с ним и поехали туда…
…Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы…Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей…
Дело было настолько важное, что я счел долгом привлечь к нему и Красина. Мы съездили с ним вместе в Анастасиевский переулок… Он был поражен не меньше меня этой сказкой наяву. В конце концов, после долгих совещаний, было решено выделить это дело в особое учреждение, которое мы назвали «Государственным хранилищем» (сокращенно «Гохран»). Была выработана особая регламентация и пр. Словом, была сделана попытка урегулировать и упорядочить этот вопрос и ввести его в известную норму, гарантировать от хищений. Между прочим, в числе мер, гарантирующих от хищений, при составлении правил хранения этих сказочных сокровищ, было установлено, что караульную службу должны нести красноармейцы из разных частей, ибо предполагалось, что таким часовым будет труднее сговориться для хищений. Поэтому же, чтобы проникнуть из вестибюля в помещение, где были свалены драгоценности, нужно было пройти через массивную дверь, запиравшуюся громадным, очень хитро устроенным секретным замком, который можно было открыть только одновременным введением в него пяти ключей, по числу ведомств, имевших право входа в эти помещения. И ключи эти хранились у глав ведомств, т. е., у самых ответственных лиц. Входить можно было только всем сразу и в сопровождении часовых, снабженных сургучными оттисками печатей этих ведомств. Часовые сверяли эти оттиски с печатями, предъявляемыми представителями ведомств. По оставлении помещений хранения, все представители ведомств должны были, заперев дверь, снова наложить на нее печати…»
(Георгий Александрович Соломонов, «Среди красных вождей»)
В 1941 году здесь разместился Госбанк. В него свозились только что отпечатанные советские купюры. Здесь они пересчитывались и отсюда распределялись по регионам.
Принадлежит здание в Настасьинском переулке Центробанку и сегодня.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших оценках и комментариях, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям. А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!