Найти тему
Red Monarch

В ожидании "Оппенгеймера"...

Кристофер Нолан - замечательный режиссёр. Один из моих самых любимых. Его новый фильм "Оппенгеймер", хронометражем на три часа уже вышел и до России пока не добрался. И что нам остаётся делать? Только вспоминать остальные работы этого гениального гения. Но вспоминать я вам предлагаю не ранние "Мементо..." или трилогию о Тёмном рыцаре, и даже не последний "Довод". Вспомнить я предлагаю уже залежавшийся на полке зрителей фильм 2017 года - "Дюнкерк".

Смотрит на тебя как на чб плёнку IMAX
Смотрит на тебя как на чб плёнку IMAX

Почему именно его. Во-первых, это весьма спорное творение Нолана, а, во-вторых, как мне кажется, у "Дюнкерка" с "Оппенгеймером" есть одна ниточка, обусловленная историческими событиями и как бы связывающая эти две картины - Вторая мировая война. Первый - про самое её начало, второй - про самый конец. Хотя, конечно, я фантазирую, но никто не запрещает мне это делать. Ах, да, и в-третьих: там и тут присутствует Томас Шелби Киллиан Мёрфи.

Откровение 21:6 - Я есмь Альфа и Омега, начало...
Откровение 21:6 - Я есмь Альфа и Омега, начало...
... и конец.
... и конец.

Кинокартина рассказывает нам о событиях операции "Динамо". В течение 9 дней в мае-июне 1940 года морем были эвакуированы английские, французские и бельгийские части, блокированные вермахтом в портовом городе Дюнкерк. По официальным данным военно-морского министерства Великобритании, в ходе операции «Динамо» (в период с 26 мая по 4 июня 1940 года) с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано в общей сложности 338 226 военнослужащих союзников. Операция имела успех, несмотря на поражение и бегство, удалось сохранить множество жизней и англичане укрепились в решимости продолжать войну, воспрянув духом после "чуда Дюнкерка".

Французский эсминец BOURRASQUE тонет у Дюнкерка с войсками. 30 мая 1940.
Французский эсминец BOURRASQUE тонет у Дюнкерка с войсками. 30 мая 1940.
Эвакуированные из Дюнкерка французские войска прибыли в Великобританию.
Эвакуированные из Дюнкерка французские войска прибыли в Великобританию.

"Дюнкерк" получил восторженные образы мировых критиков. В зрительской среде же мнения разделились: для одних Нолан показал войну реалистичной; для других он снял средненькую военную драму; для третьих же получился "фильм про тиканье".

Смотрит на хейтеров
Смотрит на хейтеров

В этот раз, структура моего рассказа будет не такой как раньше. Сначала я расскажу о том, что в фильме понравилось, а затем обратную сторону.

+АНТИ-ВОЙНА

Операция по эвакуации почти 400-тысячной британской армии - одна из самых драматичных страниц военной истории Великобритании. И тем удивительнее, что в фильме почти нет крови. Нет ни оторванных конечностей, ни страшных ранений. Даже вражеские солдаты появляются в самом конце и в расфокусе. Окровавленных бинтов минимум. Нолан показывает ужасы совершенно по-другому. В обреченных лицах, вынужденных скитаться и бороться за спасение Ужас в огромных кораблях, которые в боевых условиях ведут себя хаотично: придавливают; сминают; разрушаются. Ужас в ожидании и зависании в неопределённости между жизнью и смертью. Ужас в том, что твоя страна проигрывает войну. Ужас в том, что в самый конец списка сразу отправляются союзники - французы, которые теряют и родину, и надежду. И, ужас в том, что драгоценное время всегда так быстро заканчивается. Показанная К. Ноланом анти-война в его военной драме пусть и не самая жестокая и достоверная, но точно одна из самых запоминающихся.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

+КАРТИНКА

Режиссёрский талант Нолана в полной мере проявился и здесь. В отличном тандеме с Хойте ван Хойтема, чья операторская работа снова на высоте. Идеальные и вкусные кадры и мизансцены. В объективе прекрасно всё: и пирс; и корабли; и люди; да даже песок со сгнившей рыбацкой лодкой и разбросанными пропагандистскими листовками. Всё смотрится органично и к месту. Я так думаю, если Нолан и снимет самый худший фильм в своей карьере, то в плане картинки там всё будет так же шикарно.

Вкуснотеево №1
Вкуснотеево №1
Вкуснотеево №2
Вкуснотеево №2

+ЗВУК

Трек Supermarine Ханса Циммера, и этим всё сказано. Тот самый трек, после которого фильм удостоился эпитета "про тиканье". Которое, кстати, проносится через весь фильм и отсчитывает часы и минуты всех героев до долгожданного бегства (спасения).

-10

А вообще весь эмбиент Циммера безумно хорош. Кроме вышеназванного, не сказал бы, чтобы запомнился ещё какой-то, но в фильме весь саунд работает на ура. И происходит ситуация, как с любым фильмом Нолана. Услышав композицию, вы точно узнаете, что это Циммер, и даже угадаете фильм.

Готов к очередной пушке
Готов к очередной пушке

Говоря про звук, думаю, что можно отдельно выразить респект и Ричарду Кингу, бессменному звукорежиссёру, работающему с Ноланом ещё с "Начала" (2010). Благодаря ему, каждый взрыв, шум моря или пролёт самолета проживается полностью.

Ричард Кинг
Ричард Кинг

-СЮЖЕТ

Несмотря на то, что сюжет мне понравился, я могу признать, что это слабая часть фильма (вы можете считать, что это не так). Фильм имеет нелинейную структуру и делится на три временных линии: мол (одна неделя), море (один день) и воздух (один час). И после драматического вступления начинается арт-хаус, где главный герой только один - Спасение. Всё идет постепенно, медленно, весьма топорно порой, и создается впечатление, что сюжет для всех, и ни для кого. Также присутствуют ляпы и неточности, куда уж без них, но оставим эту работу другим экспертам в интернете.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

-ГЕРОИ

Минус вытекает из первого и, по сути, является адекватным минусом, который можно простить. Простить можно, поскольку как я и сказал главные герои в "Дюнкерке" не люди, а идея. В этом я бы сравнил картину Нолана с творением Лукино Висконти "Гибель богов", где за замечательными актерами крылись весьма пустые образы, которые были фоном и символом кровавой эпохи. Так и тут преобладает фигура самой эвакуации от тяжелого положения, а актёры лишь фон и заманчивая картинка для зрителя.

Д.Дарси и К.Брана
Д.Дарси и К.Брана
Томас Шелби
Томас Шелби

А актёров Нолан подобрал как на подбор. Тут и актерский дебют Гарри Стайлза, и старая гвардия в лице Кеннета Брана, Джеймса Д'Арси, Киллиана Мёрфи и Майка Райлэнса, и новая в лице Финна Уайтхеда, Тома Глинна-Карни и Барри Кеогана. И конечно же Том Харди, чье лицо, появившись на пару минут, затем до конца фильма скрывается за маской пилота (что превратилось в мем). И вроде бы они все играют, и играют хорошо, но герои все равно получились скорее безликими в своих личных микро-историях в период большого события на большой войне.

Том Харди
Том Харди

ИТОГ

А что по итогу? По итогу мы получили не самый лучший фильм Нолана, но одну из самых интересных и необычных военных драм за последние годы. Хоть концепция не нова, но она идеально сработала. Смотрел его в кинотеатре в 2017 и затем пересматривал два раза и ни о чём не пожалел. Так что вперед смотреть, переживать и наслаждаться.

После "Дюнкерка" был ещё и "Довод" (2020), о котором я пока не хочу рассказывать, а сейчас выходит и "Оппенгеймер". Чтобы совсем уж не быть кликбейтным, можно немного порассуждать о нём.

ПО ОППЕНГЕЙМЕРУ

Что сказать по нему? Ожидания у меня сильные и я очень надеюсь на Кристофера Нолана. Есть важное замечание, которое я читал в обзорах. Самое главное - это то, что «Оппенгеймер» — это целиком и полностью личная драма физика Роберта Оппенгеймера, ставшего пророком атомного века, на большом экране.

Роберт Оппенгеймер (1904-1967)
Роберт Оппенгеймер (1904-1967)

Кроме участия в проекте "Манхэттен" важное место уделено противостоянию Оппенгеймера и американского правительства, подозрениям в госизмене и предательстве. Фильм сосредоточен на внутренних проблемах в политике и общественной жизни США в период Второй мировой войны и сразу после неё. Поэтому при просмотре важно это всё учитывать. Повторюсь, что фильм не о бомбе, а о личности Роберта О.

Гений желает вам всем хорошего дня!
Гений желает вам всем хорошего дня!

P.S. Всё написанное - это моё субъективное мнение и попытка его рассказать. Оно может не совпадать с Вашим. Всем спасибо!