Найти тему
Рисую в 50

Красота по-американски

Блестящий рисовальщик и иллюстратор Чарльз Дана Гибсон в конце 19 века создал идеал женской красоты, на три десятилетия захвативший умы американцев. «Девушка Гибсона», как окрестили этот культурный феномен журналисты, была не только очень хороша внешне, образованна и обладала безупречными манерами, но и олицетворяла собой перемены в обществе, выразившиеся в обретении женщинами финансовой независимости и личной свободы. Выражаясь современным языком, иллюстратор сотворил «икону стиля». Эта новомодная молодая леди излучала непривычную уверенность в себе, смелость и бьющую наотмашь чувственность. Она стала предметом для подражания девушек, в то время как мужское воображение не на шутку будоражила своей скучающей недоступностью, умом, утончённостью и чувством юмора. Рисунки с ней сохраняли и отцы семейств, и взрослеющие юноши, которые грезили найти недосягаемое совершенство в своих будущих избранницах.

Девушка Гибсона всегда окружена мужчинами.
Девушка Гибсона всегда окружена мужчинами.

«Девушка Гибсона» была наделена тонкими чертами лица, длинной шеей, покатыми плечами и затянутой в корсет осиной талией, а её вьющиеся густые волосы были уложены в высокую причёску. Все наряды вымышленной дивы были подчёркнуто элегантными. Её поведение наглядно показывало, как благовоспитанная барышня из благородной семьи должна вести себя в обществе, одеваться, с какой грацией стоять и сидеть, общаться с окружающими и очаровывать мужчин.

"Триумф гения"
"Триумф гения"

Художники Говард Чендлер Кристи, Нелл Бринкли, Джеймс Монтгомери Флэгг и Владислав Бенда пытались предлагать публике своих красавиц, но ни одна из них не смогла потеснить на пьедестале «девушку Гибсона», которая полностью отвечала всем чаяниям аудитории, её представлениям о современной женщине и стандартах красоты. Художник умело дирижировал настроением публики: не он следовал за модой, а мода подчинялась его творениям и упоённо копировала его стиль.

Созданный им яркий и привлекательный образ настолько покорил американское общество и нашёл отражение в культуре, что красавица с картинки стала появляться не только в журналах, но в песнях, опереттах, моделях одежды, причёсках. Укладку а-ля «девушка Гибсона» стремилась сделать себе любая обладательница вьющихся или кудрявых волос.

Такая причёска а-ля "девушка Гибсона" была чрезвычайно популярна у американок того времени.
Такая причёска а-ля "девушка Гибсона" была чрезвычайно популярна у американок того времени.

Иллюстратор не только наделил свою идеализированную девушку неотразимым обаянием, но и показал, что вопреки устоявшимся правилам она может доминировать в ритуалах ухаживания и супружества. Ей в пару иллюстратор создал привлекательного молодого мужчину, главной задачей которого было покорить неприступную красавицу, окружённую гораздо менее обаятельными, но часто более состоятельными ухажёрами.

"Лучшая игра в мире. Его ход". И речь, как можно легко догадаться, идёт совсем не о шахматах.
"Лучшая игра в мире. Его ход". И речь, как можно легко догадаться, идёт совсем не о шахматах.

«Девушка Гибсона» хотела строить свою судьбу сама и поэтому демонстрировала в отношениях независимость и даже напористость – свойства женского характера, немыслимые для общества, привыкшего к главенству мужчин во всех сферах жизни.

"Холодная", 1906 год. "Мужчина Гибсона" одержим "девушкой Гибсона" - недосягаемой как звезда.
"Холодная", 1906 год. "Мужчина Гибсона" одержим "девушкой Гибсона" - недосягаемой как звезда.
"Первая ссора"
"Первая ссора"
В «девушке Гибсона» угадывались черты женщин, которые окружали художника, а также тех, кого он приглашал позировать: его жены Ирэн, сестры Жозефины, актрисы Камиллы Клиффорд, а также танцовщицы, натурщицы и модели Эвелин Несбит. К слову, последняя была печально известной фигуранткой громкого скандала: её муж-миллионер Гарри Тоу застрелил знаменитого архитектора Стэнфорда Уайта, с которым у Эвелин за несколько лет до супружества была отнюдь не платоническая связь. Американские таблоиды, освещавшие и смаковавшие этот случай, раздули его до «убийства века».
Та самая Эвелин Несбит, черты которой легко угадываются в самой популярной героине иллюстраций художника.
Та самая Эвелин Несбит, черты которой легко угадываются в самой популярной героине иллюстраций художника.
После скандального процесса популярность Эвелин взлетела до небес. Публика во все времена любила смаковать истории с привкусом порока.
После скандального процесса популярность Эвелин взлетела до небес. Публика во все времена любила смаковать истории с привкусом порока.

Неудивительно, что за судебными слушаниями, затаив дыхание, наблюдала вся страна. Её интерес подогревало то обстоятельство, что героиня истории о ревности, мести и пороке обладала ангельской внешностью идеальной американки. У неё были такие же большие мечтательные глаза, чувственные губы, изящные руки, фигура «песочные часы» и густые блестящие волосы – всё то, за что читатели журналов полюбили героиню иллюстраций Гибсона.

Номер от 26 июня 1906 года. На первой полосе портреты всех участников рокового треугольника.
Номер от 26 июня 1906 года. На первой полосе портреты всех участников рокового треугольника.
Художник вольно или невольно создал женский архетип Америки: красивый, властный, остроумный, высокомерный и очаровательно самоуверенный. Одновременно он превратил свою героиню в маркетинговый инструмент, который кратно усиливал эффективность любой рекламы. «Девушку Гибсона» можно было использовать как модель для демонстрации современной одежды и узнаваемый товарный знак, наличие которого говорило о качестве и элитарности продукции, а также о высоком на него спросе.
Растиражированный самыми известными журналами идеал стал, как бы сейчас сказали, хитом: моментально узнаваемое хорошенькое личико появлялось даже на рекламе обоев и сопровождалось кокетливой надписью: «Подходит для холостяцкой квартиры».

Рисунки Гибсона появлялись в «Life», «Harper's Weekly», «Collier's», «Scribner's», а во время Первой мировой войны – на плакатах. Не будет преувеличением сказать, что «девушка Гибсона» стала одним из символов нации, и каждая молодая американка мечтала быть на неё похожей.

Мужчину изучают под увеличительным стеклом, словно какое-то забавное насекомое.
Мужчину изучают под увеличительным стеклом, словно какое-то забавное насекомое.
Неудивительно, что мужчины рядом с героинями Гибсона как-то сразу меркли и становились невзрачными. За редким исключением.
Неудивительно, что мужчины рядом с героинями Гибсона как-то сразу меркли и становились невзрачными. За редким исключением.

Кроме создания иллюстраций Чарльз Дана Гибсон активно занимался общественной деятельностью. Он был одним из основателей и первым президентом Общества иллюстраторов Нью-Йорка. Также он возглавил отдел изобразительной рекламы при Федеральном комитете общественной информации - независимом правительственном агентстве, созданном президентом Вудро Вильсоном. Во время Первой мировой войны отдел нанимал известных художников и привлекал их к созданию агитационных плакатов и рекламы, поднимающей патриотизм населения и боевой дух солдат.

Обложка журнала "Life" 1890 года.
Обложка журнала "Life" 1890 года.

Такое невероятное влияние на умы сограждан принесло Гибсону не только профессиональный, но и финансовый успех. Он стал самым высокооплачиваемым иллюстратором своего времени. Об уровне его доходов говорит тот факт, что в 1904 году художник подписал контракт с «Collier’s Weekly», по которому ему заплатили 100 тысяч долларов за сто иллюстраций, которые Гибсон должен был сделать для журнала в течение четырёх лет. По тем временам это была баснословная сумма. А гонорар в тысячу долларов за один рисунок и вовсе был чем-то из разряда фантастики. Позже сумма, которую ему платили за одну работу, удвоилась.

Чарльз Дана Гибсон за созданием очередной иллюстрации для журнала.
Чарльз Дана Гибсон за созданием очередной иллюстрации для журнала.

Талантливый художник в течение 30 лет сотрудничал с журналом «Life», которому в 1886 году продал свою первую иллюстрацию, сделанную тушью. Впоследствии он стал редактором этого издания. Гибсон купил остров в штате Мэн площадью 700 акров. Его положение в высшем обществе Америки было настолько незыблемым, а авторитет таким непререкаемым, что он сам сделался иконой стиля того времени и воплощением сбывшейся «американской мечты». Кстати, знаменитый алкогольный коктейль «Gibson» был назван именно в его честь.

Коктейль «Gibson»: две части джина, одна часть сухого вермута, лёд, 3 маринованных луковички.
Коктейль «Gibson»: две части джина, одна часть сухого вермута, лёд, 3 маринованных луковички.

#ДевушкаГибсона #Иллюстрация #Художник #Красота #Успех #Рисунок #Графика #Искусство

-16
В пин-апе только девушки
Рисую в 502 сентября 2023