Блестящий рисовальщик и иллюстратор Чарльз Дана Гибсон в конце 19 века создал идеал женской красоты, на три десятилетия захвативший умы американцев. «Девушка Гибсона», как окрестили этот культурный феномен журналисты, была не только очень хороша внешне, образованна и обладала безупречными манерами, но и олицетворяла собой перемены в обществе, выразившиеся в обретении женщинами финансовой независимости и личной свободы. Выражаясь современным языком, иллюстратор сотворил «икону стиля». Эта новомодная молодая леди излучала непривычную уверенность в себе, смелость и бьющую наотмашь чувственность. Она стала предметом для подражания девушек, в то время как мужское воображение не на шутку будоражила своей скучающей недоступностью, умом, утончённостью и чувством юмора. Рисунки с ней сохраняли и отцы семейств, и взрослеющие юноши, которые грезили найти недосягаемое совершенство в своих будущих избранницах.
«Девушка Гибсона» была наделена тонкими чертами лица, длинной шеей, покатыми плечами и затянутой в корсет осиной талией, а её вьющиеся густые волосы были уложены в высокую причёску. Все наряды вымышленной дивы были подчёркнуто элегантными. Её поведение наглядно показывало, как благовоспитанная барышня из благородной семьи должна вести себя в обществе, одеваться, с какой грацией стоять и сидеть, общаться с окружающими и очаровывать мужчин.
Художники Говард Чендлер Кристи, Нелл Бринкли, Джеймс Монтгомери Флэгг и Владислав Бенда пытались предлагать публике своих красавиц, но ни одна из них не смогла потеснить на пьедестале «девушку Гибсона», которая полностью отвечала всем чаяниям аудитории, её представлениям о современной женщине и стандартах красоты. Художник умело дирижировал настроением публики: не он следовал за модой, а мода подчинялась его творениям и упоённо копировала его стиль.
Созданный им яркий и привлекательный образ настолько покорил американское общество и нашёл отражение в культуре, что красавица с картинки стала появляться не только в журналах, но в песнях, опереттах, моделях одежды, причёсках. Укладку а-ля «девушка Гибсона» стремилась сделать себе любая обладательница вьющихся или кудрявых волос.
Иллюстратор не только наделил свою идеализированную девушку неотразимым обаянием, но и показал, что вопреки устоявшимся правилам она может доминировать в ритуалах ухаживания и супружества. Ей в пару иллюстратор создал привлекательного молодого мужчину, главной задачей которого было покорить неприступную красавицу, окружённую гораздо менее обаятельными, но часто более состоятельными ухажёрами.
«Девушка Гибсона» хотела строить свою судьбу сама и поэтому демонстрировала в отношениях независимость и даже напористость – свойства женского характера, немыслимые для общества, привыкшего к главенству мужчин во всех сферах жизни.
В «девушке Гибсона» угадывались черты женщин, которые окружали художника, а также тех, кого он приглашал позировать: его жены Ирэн, сестры Жозефины, актрисы Камиллы Клиффорд, а также танцовщицы, натурщицы и модели Эвелин Несбит. К слову, последняя была печально известной фигуранткой громкого скандала: её муж-миллионер Гарри Тоу застрелил знаменитого архитектора Стэнфорда Уайта, с которым у Эвелин за несколько лет до супружества была отнюдь не платоническая связь. Американские таблоиды, освещавшие и смаковавшие этот случай, раздули его до «убийства века».
Неудивительно, что за судебными слушаниями, затаив дыхание, наблюдала вся страна. Её интерес подогревало то обстоятельство, что героиня истории о ревности, мести и пороке обладала ангельской внешностью идеальной американки. У неё были такие же большие мечтательные глаза, чувственные губы, изящные руки, фигура «песочные часы» и густые блестящие волосы – всё то, за что читатели журналов полюбили героиню иллюстраций Гибсона.
Художник вольно или невольно создал женский архетип Америки: красивый, властный, остроумный, высокомерный и очаровательно самоуверенный. Одновременно он превратил свою героиню в маркетинговый инструмент, который кратно усиливал эффективность любой рекламы. «Девушку Гибсона» можно было использовать как модель для демонстрации современной одежды и узнаваемый товарный знак, наличие которого говорило о качестве и элитарности продукции, а также о высоком на него спросе.
Растиражированный самыми известными журналами идеал стал, как бы сейчас сказали, хитом: моментально узнаваемое хорошенькое личико появлялось даже на рекламе обоев и сопровождалось кокетливой надписью: «Подходит для холостяцкой квартиры».
Рисунки Гибсона появлялись в «Life», «Harper's Weekly», «Collier's», «Scribner's», а во время Первой мировой войны – на плакатах. Не будет преувеличением сказать, что «девушка Гибсона» стала одним из символов нации, и каждая молодая американка мечтала быть на неё похожей.
Кроме создания иллюстраций Чарльз Дана Гибсон активно занимался общественной деятельностью. Он был одним из основателей и первым президентом Общества иллюстраторов Нью-Йорка. Также он возглавил отдел изобразительной рекламы при Федеральном комитете общественной информации - независимом правительственном агентстве, созданном президентом Вудро Вильсоном. Во время Первой мировой войны отдел нанимал известных художников и привлекал их к созданию агитационных плакатов и рекламы, поднимающей патриотизм населения и боевой дух солдат.
Такое невероятное влияние на умы сограждан принесло Гибсону не только профессиональный, но и финансовый успех. Он стал самым высокооплачиваемым иллюстратором своего времени. Об уровне его доходов говорит тот факт, что в 1904 году художник подписал контракт с «Collier’s Weekly», по которому ему заплатили 100 тысяч долларов за сто иллюстраций, которые Гибсон должен был сделать для журнала в течение четырёх лет. По тем временам это была баснословная сумма. А гонорар в тысячу долларов за один рисунок и вовсе был чем-то из разряда фантастики. Позже сумма, которую ему платили за одну работу, удвоилась.
Талантливый художник в течение 30 лет сотрудничал с журналом «Life», которому в 1886 году продал свою первую иллюстрацию, сделанную тушью. Впоследствии он стал редактором этого издания. Гибсон купил остров в штате Мэн площадью 700 акров. Его положение в высшем обществе Америки было настолько незыблемым, а авторитет таким непререкаемым, что он сам сделался иконой стиля того времени и воплощением сбывшейся «американской мечты». Кстати, знаменитый алкогольный коктейль «Gibson» был назван именно в его честь.
#ДевушкаГибсона #Иллюстрация #Художник #Красота #Успех #Рисунок #Графика #Искусство