Хожу по центру и вижу, что всё, как раньше – веселятся люди, беззаботятся на всю катушку, на экскурсиях кучкуются, в кафешках сидят, в бутиках шмотки из новой коллекции примеряют.
Хочется спросить – а вы слышите? А вы видите?
Живём, как раньше? Разве это возможно?
Будто и нет где-то там пороха, железа на дорогах и железных птичек в небе, этих хитрых самолётиков с начинкой.
Какая-то неправильная, нереальная реальность. Сюр.
Подумала, а как в Великую Отечественную с этим всё обстояло? Мы же только по фильмам и книгам о том лихолетье судим. А в кино все больше о полях сражений, о круглосуточных сменах в тылу, о голоде и страшных похоронках. А что, кроме войны? Было?
И вот что выудила по городу Москве. Очень интересно, между прочим.
Конечно, комендантский час, бомбоубежище, светомаскировка, отсутствие отопления, скудость рациона, блокада… Всё это было. Но оказывается, даже, когда фронт находился в 30 км от Москвы, жизнь в городе не останавливалась.
Например:
- в сентябре – октябре 1941 года москвичам предложили участвовать в турнире по гребле и массовом забеге на 3 км.
- уже в ноябре на Патриарших прудах красовался настоящий каток
- в декабре в рамках подготовки к празднику на нескольких улицах города можно было посетить ёлочные базары
Представляете? Елочные базары!
Москвичи встречали новый год с хорошим настроением, потому как миновала угроза взятия Москвы. Покупали подарки близким и ёлочные игрушки, украшали бомбоубежища и землянки в окопах гирляндами и бумажными снежинками. По карточкам можно было получить праздничный набор из селёдки, масла, пяти яиц и пачки соли.
С января 1942 года ситуация начала заметно меняться, и люди, несмотря на официально существующий комендантский час, могли иногда нарушать правила – например, в ночь Пасхи - 11 апреля 1942 года.
Кроме того:
В городе работали столовые, как открытые - для рабочих и служащих, так и закрытые – для руководящих товарищей и работников оборонных предприятий.
В начале февраля 1942 года из довоенного прошлого вернулись рестораны. Желающих попасть туда оказалось предостаточно, и городские власти вовремя уловили сигнал от народа. К концу февраля вовсю заработали привокзальные рестораны. Обслуживали в них не по карточкам, а цены устанавливались коммерческие.
В январе 1944 года возобновил работу ресторан Астория, Аврора и ещё несколько заведений, а в апреле появилось аж 20 ночных ресторанов – каждый с живой музыкой, артистами и танцами, что для посетителей выливалось в копеечку.
Весной 1944 года некоторые денежно обеспеченные товарищи получили возможность делать покупки в коммерческих точках, где шла торговля продуктами, алкоголем и дорогой выпечкой. Ценники в них были дороже, чем в обычных лавках, но ниже, чем на рынках. Специальные распоряжения предусматривали скидки.
Нужно сказать, что кроме цеховиков и жуликов всяческих мастей, в коммерческих точках отоваривались и военные, по разным причинам оказавшиеся в тылу. Жалование им позволяло это сделать.
Из любопытных фактов.
Весной 1942 года столица превратилась в огромный огород. На балконах, в палисадниках, перед окнами, на газонах и даже в ямах на асфальте люди выращивали зелень и овощи.
Все годы войны строительство московского метро не останавливалось. Запускались новые ветки, появлялись новые станции.
Все годы войны круглогодично проводились спортивные соревнования
Знаменитый футбольный матч «Торпедо» Москва – «Динамо» Москва состоялся 6 июня 1943 года. На трибунах наблюдали за игрой 8 тысяч болельщиков.
За период с 1941 по 1945 годы было напечатано 10 тысяч наименований книг тиражом 692 млн экземпляров.
С июня 1941 года по май 1945 года благодаря артистам московских театров во многих городах прошли тысячи театральных постановок и концертов.
В самом начале войны большинство театров были эвакуированы из Москвы. Остались и продолжали работать в непростых условиях лишь два театра: Станиславского и Немировича-Данченко и театр имени Ленсовета.
В июле 1941 года несколько зданий в московских зоопарках были разрушены и сожжены из-за бомбёжек. Часть зверей вывезли в Свердловск. Оставшихся руководству пришлось содержать в самых жёстких условиях, когда питания не хватало даже людям. Хищников, например, кормили животными, умершими от незаразных болезней.
Хуже всех пришлось домашним питомцам. Озлобленные, бродячие собаки, оставленные хозяевами, бродили по улицам и нападали на людей. Было принято решение об их отлове.
Ну вот, пожалуй, на этом и остановлюсь. Пока.
Странно, но все эти факты как бы перенесли меня в то время. Будто годы, которые разделяют нас от той страшной беды, испарились. Или это два витка на спирали времени соприкоснулись? Беда к беде. По-моему, теперешний виток не выдерживает сравнения, а мы как Иона в чреве рыбы.
Но иногда Иона выбирается наружу, а история сжимается, сжимается… И спираль превращается в пружину.