Найти в Дзене
Музклассы.рф

Как разучивать музыкальные произведения: простой алгоритм

Каждый музыкант должен регулярно изучать новые произведения. Может показаться, что это сложно и долго: много знаков при ключе, большой объем, незнакомые слова, сложные ритмические рисунки. Но при правильной подгоКаждый музыкант должен регулярно изучать новые произведения. Может показаться, что это сложно и долго: много знаков при ключе, большой объем, незнакомые слова, сложные ритмические рисунки. Но при правильной подготовке эти трудности быстро перестают пугать и превращают рутинный процесс в вызов самому себе. Фото: Мануфактура «Мир Гуслей» Первый этап: знакомство с произведением Первый этап состоит из двух шагов: знакомство с композицией и изучение истории ее создания. Шаг 1 Изучение любого произведения начинается со знакомства с самой музыкой. Начать можно с прослушивания материала в исполнении известных музыкантов или преподавателя (а лучше послушать и тех, и других). Стоит уделить особое внимание звучанию, эмоциям, манере исполнения, а не только технике, чтобы окунуться в мелод
Оглавление

Каждый музыкант должен регулярно изучать новые произведения. Может показаться, что это сложно и долго: много знаков при ключе, большой объем, незнакомые слова, сложные ритмические рисунки. Но при правильной подгоКаждый музыкант должен регулярно изучать новые произведения. Может показаться, что это сложно и долго: много знаков при ключе, большой объем, незнакомые слова, сложные ритмические рисунки. Но при правильной подготовке эти трудности быстро перестают пугать и превращают рутинный процесс в вызов самому себе.

Из чего же состоит «правильная подготовка» — читайте в этой статье. Простая и понятная пошаговая инструкция будет полезна музыкантам любого возраста. С ее помощью работать с произведениями станет легче и интереснее.Разучивать новые произведения можно и в такой обстановке! Главное, чтобы вам было комфортно, спокойно и легко
Из чего же состоит «правильная подготовка» — читайте в этой статье. Простая и понятная пошаговая инструкция будет полезна музыкантам любого возраста. С ее помощью работать с произведениями станет легче и интереснее.Разучивать новые произведения можно и в такой обстановке! Главное, чтобы вам было комфортно, спокойно и легко

Фото: Мануфактура «Мир Гуслей»

Первый этап: знакомство с произведением

Первый этап состоит из двух шагов: знакомство с композицией и изучение истории ее создания.

Шаг 1

Изучение любого произведения начинается со знакомства с самой музыкой. Начать можно с прослушивания материала в исполнении известных музыкантов или преподавателя (а лучше послушать и тех, и других). Стоит уделить особое внимание звучанию, эмоциям, манере исполнения, а не только технике, чтобы окунуться в мелодию, уловить суть произведения и взглянуть на него с позиции слушателя.

Стоит постараться влюбиться в эту музыку или хотя бы прочувствовать ее. Тогда разбирать произведение станет намного легче и интереснее.

Принципы анализа и разбора произведения можно прочитать здесь: 
Анализ и разбор музыкального произведения: полезная шпаргалка с планом и примерами

Шаг 2

Нужно провести небольшую «исследовательскую» работу. Биография композитора, особенности жанра, эпохи и направления неотделимы от самого произведения и тоже требуют внимания музыканта! Осознание того, когда, кем и при каких обстоятельствах была написана композиция, может помочь при выборе приемов и образа исполнения.

Сколько заниматься

В среднем знакомство занимает совсем мало времени, буквально одно занятие в 30-45 минут. Если музыкант еще совсем юн, знакомство можно поделить на два-три подхода (5-10 минут на прослушивание, 10 минут на биографию и 10-25 минут на обсуждение особенностей).

Второй этап: обращение к нотам

После того, как общее представление о произведении уже составлено, можно приступать к анализу нотного материала. Этот этап тоже выполняется в два шага.

Шаг 1

Сначала определяется тональность и размер. В некоторых сочинениях тональность и размер могут меняться, поэтому нужно внимательно посмотреть нотный текст от начала до конца. Большое количество знаков при ключе не должно отпугивать музыканта, ведь в результате внимательного разбора и анализа они автоматически вылетают из-под пальцев.

Здесь же можно обратить внимание и на темп, он указывается в начале (итальянское слово над нотным станом) и тоже может меняться на протяжении композиции.

Шаг 2

Анализ структуры произведения, элементов его построения, а затем более детальный разбор каждой части или даже фразы. Необходимо посмотреть мелодический и ритмический рисунок композиции, обозначить, где музыка движется вверх (то есть является восходящей), а где вниз (является нисходящей). Возможно, стоит простучать или спеть партию в соответствии с ритмом, поскольку могут встретиться сложные ритмические фигуры (например: пунктир, синкопа или триоли).

Совет: пропеть мелодию — это всегда очень полезное занятие, оно подготавливает музыканта к игре на инструменте. Для большей эффективности можно называть каждую исполненную ноту вместе с ключевыми или случайными знаками альтерации.

На данном этапе обязательно отмечаются символы, указывающие на динамику (например «вилка» для крещендо или диминуэндо), артикуляцию (стаккато, фермата, флажолет) и различные украшения (трель, форшлаг и прочие мелизмы).

Пример работы над текстом в пометками карандашом. Фото из личного архива Валерии Зудиной
Пример работы над текстом в пометками карандашом. Фото из личного архива Валерии Зудиной

Важно: после того, как материал теоретически разобран, многие музыканты заново прослушивают произведение, одновременно читая ноты, чтобы убедиться в том, что все записанные символы понятны.

Сколько заниматься

Этот этап может длиться одно или несколько занятий в зависимости от объема произведения.

Третий этап: первое исполнение (с листа)

Когда текст уже не вызывает вопросов, можно приступить к первому проигрыванию с листа. Если произведение инструментальное, а не вокальное, крайне важно уделить внимание аппликатуре, чтобы пальцы сразу привыкали к правильной постановке. Обычно в партиях указывается, какими пальцами нужно играть те или иные ноты. Если таких отметок нет, а опыт еще не позволяет самостоятельно определиться с правильной аппликатурой, то лучше обратиться с этим вопросом к педагогу.

В такой ответственный момент торопиться ни в коем случае нельзя! Любая вовремя не исправленная ошибка может всплыть в неподходящий момент и отвлечь как слушателя, так и исполнителя.

Во время первого исполнения лучше всего обратиться к целому произведению, то есть исполнить его с самого начала и до последнего такта (главное — не быстро). Это поможет понять, насколько сложно играть композицию, какие места кажутся более простыми, а на каких стоит остановиться и разобрать более подробно.

Сколько заниматься

Такое «черновое» проигрывание лучше выполнить только один раз, чтобы не заучить ошибки, но уже получить общее представление о произведении.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Четвертый этап: подробный разбор произведения

Самый сложный и долгий этап — кропотливая работа над отдельными фразами сочинения. Каждую часть нужно тщательно разбирать сначала в комфортном темпе, а затем — в заданном композитором.

Если во время проигрывания была исполнена неверная нота или издан «грязный» звук, нужно сразу же остановиться и сыграть сложное место 5-8 раз, сначала медленно, но постепенно уходить в оригинальный темп.

В чем может заключаться ошибка:

  • в неправильной аппликатуре;
  • наспех поставленных руках/пальцах;
  • быстром «заигранном» темпе;
  • непонятном ритмическом рисунке;
  • забытых ключевых знаках.

Только после того, как причина найдена и устранена, можно продолжить разбор композиции.

Важно: нельзя пренебрегать динамикой, акцентами и украшениями! Мысль «а добавлю-ка я их потом» коварная и ложная! Эти детали стоит добавлять если не сразу, то ко второму-третьему проигрыванию точно, пусть даже они будут звучать поначалу грубо. Лучше изначально разбирать произведение в том виде, в каком оно задумано композитором, чем потом облагораживать невыразительное исполнение заданными украшениями (это гораздо сложнее).

Далее можно соединять короткие фразы в более длинные и так постепенно собрать произведение воедино. В конце концов техника будет доведена до совершенства или близко к нему, движения пальцев и рук станут плавными и уверенными, а мозг будет всегда готов к следующей мелодической фразе. Обычно после такой тщательной работы ноты запоминаются сами собой, целенаправленного заучивания текста уже не требуется. Но если какой-то элемент ни в какую не удерживается в памяти, это значит, что времени потрачено мало и на этом элементе нужно сделать упор.

Сколько заниматься

В зависимости от объема и сложности произведения на разбор можно потратить несколько дней, недель или даже месяцев. Скорость разбора материала зависит от того, насколько регулярно исполнитель занимается. Чем системнее музыкант обращается к произведению, тем быстрее и качественнее его освоит.

Стандартно рекомендуют заниматься следующим образом:

  • 30 минут ежедневно — младшим школьникам;
  • 1 час ежедневно — детям 9-12 лет;
  • 1,5-2 часа несколько раз в день (в сумме не более четырех часов) — подросткам, желающим связать свою жизнь с музыкой.

Пятый этап: работа над «душой» произведения

Одной техники произведению недостаточно, ведь композитор вкладывал в него свои идеи, пережитый опыт и эмоции. Верх профессионализма — сыграть сочинение осмысленно, с душой, будто исполнитель рассказывает личную историю.

Как этого добиться:

  1. Не игнорировать штрихи, нюансировки и прочие символы, использованные композитором в нотах.
  2. Вести фразы до логического конца и не бросать их «на полуслове».
  3. Совет для вокалистов и исполнителей на духовых инструментах: не забывать про правильное дыхание, брать его только в установленных для этого местах (в нотах отмечены галочкой).
  4. Определить, где должна быть генеральная кульминация, и постепенно подводить к ней слушателя (например посредством крещендо).Вспомнить, что за история стоит за произведением. Возможно, она поможет вжиться в музыку.
  5. Действительно переживать музыку и играть, потому что хочется, а не потому что надо.

Сколько заниматься

Конкретный промежуток времени тут указать сложно. Играйте до тех пор, пока не почувствуете музыку. Это может занять как несколько минут, так и долгие часы. Как только вы перестанете задумываться о том, как исполнять произведение и начнете играть «от сердца», оно зазвучит так, как должно.

Распечатайте нашу яркую схему и повесьте ее на видном месте, чтобы алгоритм разучивания нового произведения всегда был у вас перед глазами!

А еще этой схемой можно поделиться с друзьями в соцсетях. :)
А еще этой схемой можно поделиться с друзьями в соцсетях. :)

Разбор нового произведения — это процесс, который требует терпения, настойчивости и любви к музыке. Крайне важно подходить к этому вопросу грамотно. Не забывайте, одной техникой слушателя не покорить. Музыка — это искусство, через которое можно показать не только мастерство, но и вашу душу. Если это удалось, значит, произведение освоено успешно!

Автор: Валерия Зудина
Музыкальный журналист, музыкант, филологтовке эти трудности быстро перестают пугать и превращают рутинный процесс в вызов самому себе.

Фото: Мануфактура «Мир Гуслей»

Первый этап: знакомство с произведением

Первый этап состоит из двух шагов: знакомство с композицией и изучение истории ее создания.

Шаг 1

Изучение любого произведения начинается со знакомства с самой музыкой. Начать можно с прослушивания материала в исполнении известных музыкантов или преподавателя (а лучше послушать и тех, и других). Стоит уделить особое внимание звучанию, эмоциям, манере исполнения, а не только технике, чтобы окунуться в мелодию, уловить суть произведения и взглянуть на него с позиции слушателя.

Стоит постараться влюбиться в эту музыку или хотя бы прочувствовать ее. Тогда разбирать произведение станет намного легче и интереснее.

Принципы анализа и разбора произведения можно прочитать здесь: 
Анализ и разбор музыкального произведения: полезная шпаргалка с планом и примерами

Шаг 2

Нужно провести небольшую «исследовательскую» работу. Биография композитора, особенности жанра, эпохи и направления неотделимы от самого произведения и тоже требуют внимания музыканта! Осознание того, когда, кем и при каких обстоятельствах была написана композиция, может помочь при выборе приемов и образа исполнения.

Сколько заниматься

В среднем знакомство занимает совсем мало времени, буквально одно занятие в 30-45 минут. Если музыкант еще совсем юн, знакомство можно поделить на два-три подхода (5-10 минут на прослушивание, 10 минут на биографию и 10-25 минут на обсуждение особенностей).

Второй этап: обращение к нотам

После того, как общее представление о произведении уже составлено, можно приступать к анализу нотного материала. Этот этап тоже выполняется в два шага.

Шаг 1

Сначала определяется тональность и размер. В некоторых сочинениях тональность и размер могут меняться, поэтому нужно внимательно посмотреть нотный текст от начала до конца. Большое количество знаков при ключе не должно отпугивать музыканта, ведь в результате внимательного разбора и анализа они автоматически вылетают из-под пальцев.

Здесь же можно обратить внимание и на темп, он указывается в начале (итальянское слово над нотным станом) и тоже может меняться на протяжении композиции.

Шаг 2

Анализ структуры произведения, элементов его построения, а затем более детальный разбор каждой части или даже фразы. Необходимо посмотреть мелодический и ритмический рисунок композиции, обозначить, где музыка движется вверх (то есть является восходящей), а где вниз (является нисходящей). Возможно, стоит простучать или спеть партию в соответствии с ритмом, поскольку могут встретиться сложные ритмические фигуры (например: пунктир, синкопа или триоли).

Совет: пропеть мелодию — это всегда очень полезное занятие, оно подготавливает музыканта к игре на инструменте. Для большей эффективности можно называть каждую исполненную ноту вместе с ключевыми или случайными знаками альтерации.

На данном этапе обязательно отмечаются символы, указывающие на динамику (например «вилка» для крещендо или диминуэндо), артикуляцию (стаккато, фермата, флажолет) и различные украшения (трель, форшлаг и прочие мелизмы).

Важно: после того, как материал теоретически разобран, многие музыканты заново прослушивают произведение, одновременно читая ноты, чтобы убедиться в том, что все записанные символы понятны.

Сколько заниматься

Этот этап может длиться одно или несколько занятий в зависимости от объема произведения.

Третий этап: первое исполнение (с листа)

Когда текст уже не вызывает вопросов, можно приступить к первому проигрыванию с листа. Если произведение инструментальное, а не вокальное, крайне важно уделить внимание аппликатуре, чтобы пальцы сразу привыкали к правильной постановке. Обычно в партиях указывается, какими пальцами нужно играть те или иные ноты. Если таких отметок нет, а опыт еще не позволяет самостоятельно определиться с правильной аппликатурой, то лучше обратиться с этим вопросом к педагогу.

В такой ответственный момент торопиться ни в коем случае нельзя! Любая вовремя не исправленная ошибка может всплыть в неподходящий момент и отвлечь как слушателя, так и исполнителя.

Во время первого исполнения лучше всего обратиться к целому произведению, то есть исполнить его с самого начала и до последнего такта (главное — не быстро). Это поможет понять, насколько сложно играть композицию, какие места кажутся более простыми, а на каких стоит остановиться и разобрать более подробно.

Сколько заниматься

Такое «черновое» проигрывание лучше выполнить только один раз, чтобы не заучить ошибки, но уже получить общее представление о произведении.

Четвертый этап: подробный разбор произведения

Самый сложный и долгий этап — кропотливая работа над отдельными фразами сочинения. Каждую часть нужно тщательно разбирать сначала в комфортном темпе, а затем — в заданном композитором.

Если во время проигрывания была исполнена неверная нота или издан «грязный» звук, нужно сразу же остановиться и сыграть сложное место 5-8 раз, сначала медленно, но постепенно уходить в оригинальный темп.

В чем может заключаться ошибка:

  • в неправильной аппликатуре;
  • наспех поставленных руках/пальцах;
  • быстром «заигранном» темпе;
  • непонятном ритмическом рисунке;
  • забытых ключевых знаках.

Только после того, как причина найдена и устранена, можно продолжить разбор композиции.

Важно: нельзя пренебрегать динамикой, акцентами и украшениями! Мысль «а добавлю-ка я их потом» коварная и ложная! Эти детали стоит добавлять если не сразу, то ко второму-третьему проигрыванию точно, пусть даже они будут звучать поначалу грубо. Лучше изначально разбирать произведение в том виде, в каком оно задумано композитором, чем потом облагораживать невыразительное исполнение заданными украшениями (это гораздо сложнее).

Далее можно соединять короткие фразы в более длинные и так постепенно собрать произведение воедино. В конце концов техника будет доведена до совершенства или близко к нему, движения пальцев и рук станут плавными и уверенными, а мозг будет всегда готов к следующей мелодической фразе. Обычно после такой тщательной работы ноты запоминаются сами собой, целенаправленного заучивания текста уже не требуется. Но если какой-то элемент ни в какую не удерживается в памяти, это значит, что времени потрачено мало и на этом элементе нужно сделать упор.

Сколько заниматься

В зависимости от объема и сложности произведения на разбор можно потратить несколько дней, недель или даже месяцев. Скорость разбора материала зависит от того, насколько регулярно исполнитель занимается. Чем системнее музыкант обращается к произведению, тем быстрее и качественнее его освоит.

Стандартно рекомендуют заниматься следующим образом:

  • 30 минут ежедневно — младшим школьникам;
  • 1 час ежедневно — детям 9-12 лет;
  • 1,5-2 часа несколько раз в день (в сумме не более четырех часов) — подросткам, желающим связать свою жизнь с музыкой.

Пятый этап: работа над «душой» произведения

Одной техники произведению недостаточно, ведь композитор вкладывал в него свои идеи, пережитый опыт и эмоции. Верх профессионализма — сыграть сочинение осмысленно, с душой, будто исполнитель рассказывает личную историю.

Как этого добиться:

  1. Не игнорировать штрихи, нюансировки и прочие символы, использованные композитором в нотах.
  2. Вести фразы до логического конца и не бросать их «на полуслове».
  3. Совет для вокалистов и исполнителей на духовых инструментах: не забывать про правильное дыхание, брать его только в установленных для этого местах (в нотах отмечены галочкой).
  4. Определить, где должна быть генеральная кульминация, и постепенно подводить к ней слушателя (например посредством крещендо).Вспомнить, что за история стоит за произведением. Возможно, она поможет вжиться в музыку.
  5. Действительно переживать музыку и играть, потому что хочется, а не потому что надо.

Сколько заниматься

Конкретный промежуток времени тут указать сложно. Играйте до тех пор, пока не почувствуете музыку. Это может занять как несколько минут, так и долгие часы. Как только вы перестанете задумываться о том, как исполнять произведение и начнете играть «от сердца», оно зазвучит так, как должно.

Распечатайте нашу яркую схему и повесьте ее на видном месте, чтобы алгоритм разучивания нового произведения всегда был у вас перед глазами!

Разбор нового произведения — это процесс, который требует терпения, настойчивости и любви к музыке. Крайне важно подходить к этому вопросу грамотно. Не забывайте, одной техникой слушателя не покорить. Музыка — это искусство, через которое можно показать не только мастерство, но и вашу душу. Если это удалось, значит, произведение освоено успешно!

Автор: Валерия Зудина
Музыкальный журналист, музыкант, филолог

#музклассы_образование #музклассы_дома #музклассы_школьники