Найти в Дзене

Бухать - не мешки ворочать

Бухать - не мешки ворочать

Картина «О пушках и кубках», сурового, но точного в деталях Кристиана Мельстеда.

Кристиана мы уважаем прежде всего за стойкость в симпатиях – у него всегда можно подсмотреть как побеждают датчане или что-то важное происходит в Ютландии. Мельстед родом из рыбацкой семьи, крепкий и упертый, потому стремился во всем дойти до самой морской сути.

Битва между капитанами Питером Весселем (после получения дворянства известного под фамилией Торденшельд) и английским капитаном Бактманом не менее легендарна чем жизнь самого лихого датского вице-адмирала.

В 1714 году лейтенант Питер крейсировал у побережья Швеции на своем 20-пушечном фрегате «Løvendals Gallej». Вскоре он заметил идущий невдалеке фрегат без опознавательных знаков. Это в те годы было нормой – сам Вессель для маскировки прикрывался голландским флагом.

Как стало известно позже, фрегат был куплен Швецией у Англии, и как раз перегонялся покупателю. Правда, по бумагам он был 28-пушечный, но установлено было только двадцать.
Джентльменам верят на слово.

Уверен, бедняга капитан Бактман, которому приказали гнать фрегат в дальнюю Швецию был не в духе. И я уверен, подогревал себя непрерывно разными горячительными напитками. Питер Вессель тоже не подкачал в этом смысле, выпить был не дурак.

Завязался бой.

Невероятная дуэль двух опытных капитанов продолжалась весь день до темноты. Потом они немного поспали, опохмелились и сражение возобновилось с рассветом.

Как и можно было ожидать, в первый день корабли не смогли нанести друг другу серьезных повреждений. Но немного протрезвившись, Вессель и команда стали стрелять точнее, но тут возник неудобный момент – у датчан кончились ядра.

Вессель послал шлюпку к будущему шведскому фрегату и попросил по-братски поделиться припасами. Капитан Бактман (подозреваю, у него была примерно такая же хреновая ситуация с боеприпасами) отказал.

Когда фрегаты немного сблизились, капитаны обменялись любезностями и немедленно накатили за здоровье друг друга (см. картину).

За этот бой Весселя потом отдали под трибунал, но у него была мощная крыша в лице адмирала Гюлленлеве. Весселя не только оправдали но и дали чин полного капитана.

Понятно, Питер Вессель был человеком ярким и талантливым, но страсть к выпивки сыграла свою зловещую роль. Когда уже почтенный вице-адмирал Питер Торденшельд совершил множество подвигов и победил в куче сражений – его враги сильно загрустили.

Поскольку надежды на внезапную смерть здоровяка Питера не было никакой, то его решили убить.

Для процедуры наняли ливонского бретера Якова фон Гольштейна.
На званном обеде Гольштейн немедленно затеял ссору с Питером. Господа были навеселе, но когда бретер попытался выхватить шпагу, Торденшельд по-морски навалял ему эфесом по лицу, без всяких шансов.

Более того – немного отдохнув, они договорились о завтрашней дуэли на пистолетах, что уравнивало шансы.

А дальше Питер Торденшельд спокойно пошел отсыпаться, уверенный в своих силах. А фон Гольштейн посреди ночи пришел в дом секунданта вице-адмирала и рассказал тому трогательную историю о внезапном примирении. Дескать они теперь снова друзья с Питером и секунданту завтра идти никуда не надо, дуэль отменена.

При этом, уверен, фон Гольштейн хихикал и щекотал ножом горло секунданта. Возможно, еще крутил черный ус.

Итого немного предсказуем. Утром обнаружив пропажу секунданта с пистолетами, дуэлянты были вынуждены сразиться на шпагах. Парадный шампур «smallsword» Торденшельда против тяжелого палаша «karolinerverge» у фон Гольштейна.

Питер умер на руках слуги.

Кстати, в честь него называли не только корабли, но и спички.
Хотя многие уже подзабыли, что такое спички.