Книга «Тридцать миллионов слов» Даны Саскинг, известного профессора и детского хирурга содержит множество интересных идей. Главная из них заключается в том, что чем больше вы говорите со своим ребенком и чем разнообразнее ваша речь, тем лучше и быстрее ребенок развивается — дети раньше учатся говорить, их речь богаче и сложнее, они демонстрируют более высокие результаты по математике и т. д.
Шаг первый – настройка на ребенка
Авторы книги разработали одноименную программу развития детского мозга «Тридцать миллионов слов», которая исходит из важнейшей предпосылки – детский мозг чрезвычайно пластичен. Эта гибкость означает, что при желании из него можно «вылепить» практически все что угодно. За редчайшими исключениями нет (подчеркнем это слово – НЕТ) детей, не способных к математике, языкам, правильному и быстрому чтению и пр. Есть дети, с которыми мало занимались и которым не уделяли должное внимание. «Дети не рождаются умными, умными они становятся благодаря окружающей их родительской речи» - так выражена эта мысль в книге.
Первый шаг программы – это настройка на ребенка. Это осознанное стремление мамы и папы замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним об этом. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок. Необходимо наблюдать, замечать заинтересованность ребенка и поддерживать ее.
Если ребенок играет в кубики, не пытайтесь направить его внимание на другие вещи. Если он увлечен, говорите про кубики – размеры, материал, форма, цвет, цена – да что угодно. Специалисты советуют при этом находиться на одном пространственном уровне с детьми. Если они сидят на полу, то лучше сесть и вам, дорогие родители.
И здесь крайне важно убрать все телефоны и прочие отвлекающие факторы. Только когда ребенок находится в центре родительского внимания, когда вы дарите все свое внимание (а не делите его с соцсетями) малышу, поглощены им, он получает необходимое для эффективного развития мозга участие.
Главный вывод здесь такой – родители должны оперативно и доброжелательно реагировать на ребенка (его слова, лепет, плач и т.п.). Это не только помогает развитию детского мозга, но закладывает основы взаимной привязанности родителей и детей, их психологической близости, душевного родства и искренней любви.
Шаг второй – активное общение
Беседа с ребенком – это не просто большое количество слов. Авторы приводят отличную метафору – если в копилку бросать только мелочь, то копилка, конечно, со временем наполнится, но вряд ли эти деньги помогут оплатить учебу или купить что-то серьезное. Другими словами, мозг ребенка надо наполнять не только «копеечными» словами, но и использовать разнообразный и богатый словарный запас. Только тогда мозг «разбогатеет» и сможет «оплатить» свое обучение.
Что значит активно общаться?
Во-первых, надо говорить обо всем, что вы делаете. Проговаривайте вслух все ваши действия! Вроде бы банальное описание, простые слова, но они закладывают очередной камень в фундамент развитого мозга и взаимной привязанности.
Например, вы хотите поменять футболку своему годовалому мальчику.
- Так, малыш, давай переоденемся. Твоя футболка зеленая! Смотри – на футболке большой и красивый динозавр. Футболка стала грязной, надо ее снять. Ой, смотри какая эта белая майка чистая! А что это здесь нарисовано? Да это же красная машинка! Машина так быстро едет, уууу! – говорит мама с улыбкой и ласковым голосом.
Уверен, что вы можете тут же опробовать этот прием на своих детях или воспитанниках детского сада.
Во-вторых, делайте попутные комментарии. Родители не только описывают свои действия, но и попутно комментируют движения ребенка.
- О! Ты нашел папины ботинки. Ты играешься с ними! Какую интересную игрушку ты нашел! Ботинки черные и кожаные. Ботинки такие большие! 45-го размера! У тебя папа как баскетболист! Не бери ботинки в рот. Они невкусные! Я знаю, я уже пробовала. Ботинки – не еда. А вот твои зеленые кроссовки.
Очень важно избегать большого числа вопросов и слишком длинных и сложных предложений. Побольше существительных и прилагательных, больше зрительного контакта, почаще показывайте пальцем на те или иные вещи.
Обратите внимание на то, как мало в этих обращениях местоимений и одновременно много повторений. Хотя моя писательская натура и возмущалась от слишком частого употребления одних и тех слов (футболка, ботинки), но родитель должен часто произносить одни и те же слова, чтобы ребенок их запомнил. Не говорите «мне это нравится». Правильно – «мне нравится твоя башня».
Шаг третий – развитие диалога
На этом этапе нужно вызвать ответную реакцию, начать обмен репликами. А вот здесь уже необходимо задавать вопросы и провоцировать ребенка на ответы. Авторы книги советуют не торопиться, дать детям время, чтобы подобрать нужные слова. Лучше всего задавать вопросы с вариантами ответов. Вопросы, которые начинаются со «что» и «какой», мало способствуют развитию диалога. А вот вопросы «почему» и «как» заставляют ребенка задумываться, запускают процесс мышления. Рассмотрим на примере.
Ребенок играет с мягкими игрушками. Вы заметили это и включаетесь в игру, став актером второго плана (настройка). Как интересно ты играешь! Это белый пушистый мишка. Мишка ползет по кровати. Мишка подходит к серому и колючему ежику (активное общение).
- Тебе больше нравится мишка или ежик? А почему ежик больше нравится? Другие игрушки тебе нравятся? А мишка хочет съесть ежика? Он сможет? Нет, а почему? Как выглядит ежик? Что будем делать дальше? – и это лишь небольшая часть вопросов, которые вы можете задать в этой ситуации, разумеется, внимательно выслушивая, что на это скажет малыш.
Три простых, но бесценных шага, которые могут изменить вашу жизнь и жизнь вашего ребенка. Попробуйте! Терпения и успехов вам!
Алихан ДИНАЕВ
Учитель года России 2018
Ещё больше интересных и полезных статей на нашем телеграм-канале!