Найти в Дзене

ЖД моделизм в лицах: Степан Мажуга

В нашей рубрике "ЖД моделизм в лицах" мы рассказываем об интересных людях, для которых хобби "железнодорожный моделизм" стало частью их жизни. И сегодня представляем вашему вниманию интервью с еще одним мастером своего дела. Степан Мажуга - моделист, автор канала PRC-modelizm. - Степан, спасибо тебе за то, что нашел время побеседовать! Расскажи пожалуйста, свою историю того, как ты увлекся моделизмом. - Тяги, как таковой, к моделизму никогда не было. Как-то однажды зашел в один из книжных магазинов и там стояли коробки с моделями от “Звезды”, взял покрутил в руках одну из коробок, поставил обратно, подумав, что это не мое… Примерно в 2014 году по телевизору увидел рекламу от Деагостини - рекламировали сборку журнальной серии по номерам, машину ГАЗ М20 и хотел начать сборку этой модели. Так как собирать ее надо было около трех лет, жена предложила все-таки попробовать собрать какую-нибудь модель из коробки. В 2015 году на День рождения она подарила мне штук 10 различных моделей, я сраз

В нашей рубрике "ЖД моделизм в лицах" мы рассказываем об интересных людях, для которых хобби "железнодорожный моделизм" стало частью их жизни. И сегодня представляем вашему вниманию интервью с еще одним мастером своего дела. Степан Мажуга - моделист, автор канала PRC-modelizm.

- Степан, спасибо тебе за то, что нашел время побеседовать! Расскажи пожалуйста, свою историю того, как ты увлекся моделизмом.

- Тяги, как таковой, к моделизму никогда не было. Как-то однажды зашел в один из книжных магазинов и там стояли коробки с моделями от “Звезды”, взял покрутил в руках одну из коробок, поставил обратно, подумав, что это не мое…

Примерно в 2014 году по телевизору увидел рекламу от Деагостини - рекламировали сборку журнальной серии по номерам, машину ГАЗ М20 и хотел начать сборку этой модели. Так как собирать ее надо было около трех лет, жена предложила все-таки попробовать собрать какую-нибудь модель из коробки. В 2015 году на День рождения она подарила мне штук 10 различных моделей, я сразу же купил себе аэрограф, компрессор, какой-то минимальный набор инструмента и начал пробовать себя в стендовом моделизме.

-2

- Что это были за работы, они сохранились?

Эти работы хранятся у меня до сих пор. Примитивные, ведь я не вдавался в подробности сборки, мат. части, для меня главное было собрать и покрасить... И на тот момент они казались мне почти идеальными.

Досье
ФИО: Мажуга Степен Николаевич
Возраст: 36 лет
Место жительства: г. Москва
Место рождения: БССР (Республика Беларусь, Могилевская обл., Осиповичский р-он, пос. Елизово.)
Образование: высшее - Управление в строительстве
-4

- С чего началось твое увлечение железнодорожными моделями?

- Тяга к железной дороге у меня появилась когда мне исполнилось лет 15 наверное... Примерно в этом возрасте я узнал, что бабушка и дедушка с папиной стороны, всю жизнь отработали на железной дороге. В 2003 году я поступал в Гомельский железнодорожный техникум, но не прошел по набранным баллам, больше попыток поступления не предпринимал. В 2004 году переехал жить в Москву. А в 2019 году, после посещения макета в здании Рижского вокзала в Москве был зачарован его красотой. Все модели двигаются, горят огоньки, издают звуки и т.д.

- И тогда ты решил со стендового моделизма перейти в железнодорожный?

- Да, спустя 16 лет вернулась тяга к железной дороге. По приезду домой из музея, я начал активно искать информацию по железнодорожному моделированию, точнее сказать, начал искать производителей китов. Тему выбрал сразу - решил собирать отечественные локомотивы и вагоны в 1/87 масштабе, но не просто стендовые, а оцифрованные, со всеми звуковыми и световыми эффектами, как я увидел их на макете.
Далее выяснилось, что рынок моделей нашей тематики очень мал и производством китов занимаются частные мастера или небольшие конторы. На тот момент, я нашел МХО, БуДем, RTM, 3D maker Ekb.

- Какие из ЖД моделей стали твоими первыми? Насколько они получились удачными?

- Первые собранные мной модели были вагоны напечатанные на 3D принтере от Ивана Семенова. Опять же не знание мат. части и новое направление в моделизме отразилось на качестве сборки и покраске этих китов. Следом за вагонами собрал и покрасил первый локомотив – тепловоз ТЭП60 от фирмы РТМ. В мат. части здесь помогал разобраться Юрий Якуб, так как он уже к тому времени собрал несколько таких тепловозов. По поводу покраски и нанесению следов эксплуатации меня консультировал Владимир Попов, к слову к Володе я и сейчас иногда обращаюсь за советом!

-7

- Работа по созданию ЖД моделей чем-то отличается от стендового моделизма, которым ты занимался ранее?

- После пластиковых моделей было непривычно работать с моделями отлитыми из смолы (литьевого пластика), они более хрупкие и в обработке мягче пластика.

-8

- У тебя есть любимые модели или любимые прототипы?

- Любимые модели локомотивов для меня - это все локомотивы, которые трудятся или трудились на территории России или Беларуси, некоторые больше нравятся, некоторые меньше. Моделей, выполненных в заводском исполнении, к сожалению, не так много, и их почти нет можно сказать. Поэтому приходится собирать модели себе в коллекцию из китов. Любимые модели, которые есть в моей коллекции, собранные и покрашенный мной, на данный момент – это ЧС7 (кит Сергея Хоменко) и ТЭП70 (кит фирмы РТМ).

-9

- У тебя большая коллекция ЖД моделей, где она хранится?

- Коллекция моделей у меня не очень большая, и хранится она на стеллаже со стеклянными полками... Правда на этом стеллаже выставлены не все модели подвижного состава, которые у меня имеются. Большинство вагонов хранится в коробках.

-10

- Ты создаешь очень классные модели, как в полочном варианте, так и в макетном (со следами эксплуатации, старения и т.д.). Поделись пожалуйста секретом создания моделей. Как ты это делаешь?

- Секрета создания моделей никакого нет! Выбирается прототип конкретной модели, ищутся фото данной модели и, по возможности, собирается и красится максимально приближено к прототипу. Есть определенные “отклонения” от прототипа, особенно когда модель делается ходовой. Так же для моих моделей нет жестких требований к некоторым моментам. Например, я никогда не буду считать сколько заклепок есть на боковых стенках локомотива и если вдруг, их не будет хватать на ките, доделывать их я не буду… В то же время для улучшения детализации я использую различные дополнения в создании модели – это фототравление или различные другие детали, изготовленные из литьевого пластика, а также проволоки.

-11

- Что для тебя самое сложное в создании железнодорожной модели?

- Самое сложное для меня это подобрать краску, чтобы цвет был как на оригинале. Глаз у меня немного кривой в этом плане…

- Какими красками и инструментами предпочитаешь пользоваться?

- В самом начале творческого пути я использовал самые дешевые аэрограф и компрессор от фирмы Jas, красил акриловой краской российского производства (Звезда, Пацифик88, Зип Макет). С опытом я начал переходить на более качественные инструменты и химию. Так я купил компрессор с ресивером, Jas1203, аэрограф Iwata hp-cs, краску начал использовать акрил от Тамии. После того как начал заниматься жд моделизмом, начал красить Тамией серией LP или аналогичной краской от Мр. Хобби серией С. На данный момент я перехожу на автоэмали – это PPG или на краску их дочки Quickline.

- Для нанесения следов эксплуатации используешь те же краски?

- Для этого я использую различную химию от производителей Mig, Ak-interactive, Зип Макет и т.д. Когда собираю определенную модель локомотива со следами эксплуатации, фото прототипа ищу в интернете и стараюсь воспроизвести более-менее похоже, очень часто смотрю на работы Владимира Попова или на фото моделей других моделистов. По вагонам проще, чаще всего я делаю их по своему видению и так же смотрю фото настоящих вагонов.

- Ты ведешь несколько каналов и пабликов в разных соцсетях, где часто очень подробно рассказываешь и показываешь процесс сборки и покраски. Когда ты успеваешь делать модели?

Моделизмом я занимаюсь в свободное время. Иногда могу просидеть целый рабочий день, иногда пол дня, иногда сижу ночью.

- Много времени уходит на создание одной модели?

- Обычно я собираю одну модель или несколько однотипных моделей. Например, не так давно собирал сразу три ВЛ60 (киты Вадима Калиманова), так же когда однотипные вагоны идут в сборке, могу собирать по 4-6 штук сразу. Но я никогда не берусь за одновременную сборку нескольких разных моделей, то есть я не буду собирать, например, три хоппера и две цистерны.

- Где ты создаешь модели, как выглядит твое рабочее место?

- Рабочее место у меня находится на балконе. Балкон утеплен, что позволяет работать и зимой, и летом, но места конечно маловато. Он у меня узкий, но длинный. На фото не видно, с другой стороны от рабочего места у меня стоит стеллаж, на котором стоят коробки с химией и остальными модельными принадлежностями.

-16

- Ты участвуешь в выставках, мероприятиях по ЖД модельной тематике?

- Каждый год в Москве проходит Международная выставка ЖД моделей. Как только я начал заниматься ЖД моделизмом я не пропускаю ни одну выставку, обычно она проходит 7-14 дней, я прихожу 3-4 раза, в зависимости от свободного времени. Один раз ездил на выставку в Санкт-Петербург, в тот год она была не такая масштабная, по сравнению с Москвой.

-17

- Что ты думаешь о перспективах ЖД моделизма в России?

У меня слишком мало опыта, чтобы сделать выводы по развитию ЖД моделизма, но за это короткое время, которое я им занимаюсь, произошел определенный скачек в этом направлении. Это развитие можно рассмотреть по нескольким аспектам.

Во-первых, появилось множество частных мастеров по производству китов локомотивов из литьевого пластика. Многие сейчас кооперируются, кто-то рисует, кто-то отливает, кто-то продает. Это естественно плюс в развитии, так как появляется все больше китов различных модификаций локомотивов.

Во-вторых, происходит расширение линейки китов вагонов у производителей, которые давно занимаются их производством. Например, Иван Семенов - у него значительно увеличилась номенклатура сборных моделей.

В-третьих, появились новые мастера, начавшие производство китов вагонов, которые ранее никто не делал. Сюда в большей степени я отношу мастеров, которые занимаются разработкой китов подвижного состава и производят их на фотополимерных 3D принтерах.

В-четвертых, появляется все больше мастров, занимающихся производством единичных экземпляров, которые делают эксклюзивные или штучные модели с нуля, с использованием модельного пластика, каких-то травленных элементов, проволоки. Таких людей я знаю несколько человек, один из них Артем Джаналиев.

Ну и как тут не отметить производителя MODIMIO, который производит модели наших локомотивов! Да, они не идеальны, но это и есть самое что ни наесть продвижение ЖД моделизма в массы! Из-за небольшой цены многие могут позволить себе модели этого производителя. Кто-то просто покупает и ставит на полку, кто-то дорабатывает или будет дорабатывать позднее. Я покупаю все модели в двух, а то и в трех экземплярах. Как раз благодаря MODIMIO мой племянник увлекся поездами!

-22

- У твоего племянника, наверняка хорошие перспективы с таким то наставником! Что бы то посоветовал новичкам, которые только начали или планируют начать заниматься ЖД моделизмом?

- Какой совет можно дать начинающему моделисту? Если решил заниматься любым видом моделизма, не обязательно ЖД, то нужно понимать, что это хобби забирает очень много времени. Никогда первая покрашенная модель не будет идеальной, поэтому нужно не останавливаться и совершенствовать свои навыки. Нужны крепкие нервы и усидчивость. Наверное это главное… Ну и если нет никаких навыков в моделизме, советую смотреть ролики на Ютьюбе, читать статьи в интернете или модельных журналах.

- А также регулярно смотреть и читать публикации на каналах "Железнодорожный моделизм" и PRC-modelizm в Дзене?

- И подписаться на них! Это нужно сделать в первую очередь!

PRC-modelizm

Понравилось интервью? Напишите в комментариях, какие еще вопросы вы бы хотели задать Степану, а также интервью с кем из моделистов вы хотели бы видеть на нашем канале. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новых интересных публикаций с интересными и известными в ЖД моделизме мастерами!