Найти в Дзене
Мир Музея

Светильник для шахтеров

«Бог в помощь»

Освещение жилища и места работы в тёмное время суток с древних времен было важной проблемой для человека. В пещере для этого служил костёр, в более поздних жилищах — масляные лампады, ещё позже — свечи, а потом керосиновые лампы.

Казалось бы, всё давно освещается электричеством. Но мне доводилось слышать, что ещё во время Великой Отечественной войны тёмными вечерами приходилось сидеть не при свете керосиновой лампы или свечи, а при тускло горящей лучине. Сейчас обычные лампы накаливания в наших квартирах и домах сменяют газоразрядные и диодные, на освещение жилища тратится всё меньше энергии, а свет становится ярче и надежнее.

Осветить жилище — непростая задача, но мобильный источник света, как правило, ещё более сложная конструкция. Свой путь люди начинали освещать факелами, а теперь перешли всё к тем же мощным газоразрядным и светодиодным лампам.

Историю развития надёжных, безопасных и мобильных источников света интересно проследить по лампам шахтёров. Практически везде в шахте царит непроглядная тьма — и надежда у шахтёра есть только на собственный источник света.

Интересная коллекция рудничных источников света собрана в Гуковском музее шахтёрского труда.

Самым первым таким источником в древних рудниках стала обычная плошка с маслом, в которой горел фитилёк. Так освещались жилища, так получали свет и во тьме подземных тоннелей. По мере развития технологий плошка стала более продвинутой — её заменила лампа бахмутка, широко известная также как «Бог в помощь». Такие надписи выбивали на самих лампах и на жетонах, которые служили своего рода «талоном» на получение казённой лампы.

Лампа представляла собой металлическую конструкцию со специальным выводом для фитиля, закрытой крышкой ёмкости и специального подвеса.

Лампа впервые стала применяться в XIX веке в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, откуда и получила своё название. Внутри лампа была набита смоченной мазутом паклей или тряпьём, без предохранительных сеток вокруг огонька. Копоти она давала больше, чем света. Конечно, применение такой лампы могло привести к пожару и к взрыву метана, выделяющегося в горных пластах и скапливающегося в выработках.

А ведь ещё в 1815 году, спустя 100 лет после первого крупного взрыва рудничного газа на шахте возле Ньюкасла в Англии, английский химик и физик Гемфри Дэви предложил предохранительную лампу для освещения мест работы шахтёров. Дэви заметил, что если пламя накрыть достаточно частой медной сеткой, то последняя, поглощая значительное количество тепла, будет настолько охлаждать газ, что горение не будет распространяться по другую сторону сетки.

Лампа Дэви представляет собой небольшую металлическую масляную лампу, в которой пламя окружено цилиндром из проволочной сетки. Воздух для горения попадает в лампу только через сетку. В случае внесения такой лампы в атмосферу горючего газа он проникнет внутрь сетки к пламени и от него воспламенится; но горение его при этом ограничится лишь внутренним пространством лампы и не передастся газу в забое.

Позже масло в лампе было заменено бензином, но не в чистом виде — ёмкость была заполнена ватой. Также был придуман особый затвор, не дающий возможности рабочему открыть лампу в руднике. Потухшая лампа зажигалась с помощью особого огнива, дающего искру внутри лампы.

Советским образцом лампы Дэви стала бензиновая лампа «Свет шахтёра» ЛБК–1. Она была предназначена для освещения и для замера уровня газа в горных выработках. Если в шахте присутствовал газ, то вокруг обычного пламени лампы появлялся ореол — это сгорал проникающий через сетку метан, содержащийся в воздухе.

Бензиновую лампу довольно скоро сменила электрическая аккумуляторная лампа ЛАУ 1. Изготавливали её в Харькове на заводе «Свет шахтёра». В гуковском музее хранится лампа выпуска 1934 года.
Работала лампа по принципу свечи — свет в ней ненаправленный, а лампа подвешивалась в месте проведения горных работ.

Аккумуляторная лампа с направленным светом ЛАТ 1 по конструкции весьма напоминала ЛАУ 1, но имела параболическое зеркало вокруг лампочки. Вес лампы составлял более трёх килограммов, она могла непрерывно гореть 16 часов. Выпускали лампу тоже на заводе «Свет шахтёра». Предназначалась она для работников шахтного надзора. И всё таки «моноблоки» света и аккумулятора удобны далеко не везде.

В головной аккумуляторной лампе ЛАГ–1 тяжёлая часть лампы — аккумуляторные батареи — крепилась на поясе шахтёра, а собственно фонарик, соединённый с лампой при помощи длинного шнура, закреплялся на шахтёрской каске. ЛАГ–1 из музея шахтёрского труда выпущена в Харькове в 1932 году.

Практически современная — использовавшаяся до последнего времени аккумуляторная лампа ЛСК–3 «Свет Кузбасс» — выпускалась в Прокопьевске ещё в 1944 году. В качестве электролита в лампе используются калий и едкий натр. Если аккумулятор давал течь, электролит мог нанести шахтёру химические ожоги, а также испортить одежду.

Сейчас на смену обычным лампам накаливания в шахтёрской лампе пришли светодиоды. Естественно, ёмкость аккумуляторной батареи для них нужна гораздо меньшая — и лампа стала вдвое легче.

Чем пополнится коллекция шахтёрских ламп в ближайшее время? Скорее всего, ещё более лёгким и мощным источником света. Но пока принцип работы всё тот же — аккумулятор на поясе, лампа на каске.

Автор: Евгений Гаркушев, Татьяна Сидненко, журнал МИР МУЗЕЯ, февраль, 2016 год.

Гуковский музей шахтёрского труда

Фото:
Масляная лампа-«бахмутка». Кон. XIX в.

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2016 #Гуковскиймузейшахтёрскоготруда #настоящиеценностибудущего #знание