Найти тему
Всё о мошенниках

Определяем сомнительные транзакции клиентов банка и защищаемся от мошенников

Признаки сомнительности транзакций клиента банка

Банковские работники становятся необщительными и подозрительными, если дело касается транзакций (операций) клиента. Стараются отсеять мошенников, возможно, не так успешно, чтобы повысить рейтинг по всем факторам доверия клиентов. Например, онлайн-расчеты и платежи отслеживаются, проверяется их соответствие требованиям Центробанка.

Критерии подозрительности банковских транзакций К критериям, усиливающим подозрительность банка к транзакции, относятся:

• многообразие контрагентов, взаимодействий физлиц, например, если ежедневно активируются более десяти покупателей-продавцов, то такие операции подозрительны;

• множество «карточных» транзакций лица, например, более 30-40 в день; • объемные переводы между лицами, например, более 100000 рублей ежедневно;

• частые переводы (с частотой до минуты) или большой период транзакций (более 12 часов);

• немного задержек средств на счету, например, счёт фактически используется для «переброски», а дневной остаток в течение недели до 10% от ежесуточных транзакций;

• мало транзакций по реальным клиентам, например, мало оплаты ЖКХ, телефона, покупок и др.;

• счет (карту) использует несколько лиц, например, счет подключается не к одному устройству, MAC-адресу и др. Подозрительные операции, например, не соответствующие двум-трем требованиям, критериям отправляются на дополнительную проверку (аудит) в службу безопасности.

-2

Проблемы с картами Законность транзакций несложно подтвердить документально. Указанные выше ограничения могут встречаться и легально. Есть примеры случаев блокировки карт, например, если транзакции с ней проводили в разных странах в течение 2 часов или сняли деньги с подозрительного банкомата из базы подозрительных зарубежных устройств. Если карта заблокирована банком, следует позвонить по телефону, указанному на тыльной стороне «пластика». Блокировка карты не означает блокировку счёта, доступ к деньгам на балансе возможен. Например, переводом через онлайн-банк, личным посещением отделения банка или оплатой покупок через онлайн-банк (платёжную систему). Если карту «съел» банкомат, поможет нажатие клавиши «Отмена» с задержкой нажатия в несколько секунд. Не помогло – звоним в банк, его номер указан на устройстве. Специалисты подскажут дальнейшие действия. Кстати, банкомат, бывает «оживает», «отдаёт» карту. Если ничего не помогает, то блокируем карту. Если в магазине дважды списали сумму (такое бывает, хоть и редко), то начиная с магазина и заканчивая банком, оспариваем транзакцию. Если банкомат «зажал» деньги (операция прошла, а деньги не выданы), то следует проверить состояние счета, подождать немного. Параллельно звоним в банк-эмитент, фотографируем экран, номер банкомата. Желательны контакты клиентов, стоящих за вами к устройству, возможно, придётся свою правоту обосновывать. Идем с претензией в банк. Если карту забыли, но затем вернулись через полчаса, то лучше осуществить её перевыпуск.

-3

Мошенничество в банках Особенно распространенно мошенничество или обман, как в отношении самого банка, его инфраструктуры, так и его клиентов. Это и оформление кредита на поддельные документы, и их фальсификация. Например, Сбербанком убытки от киберпреступников оценивается в 600 млрд. руб. Выявление мошенников – актуальная для банков задача. Требуется опережение, прогнозирование и упреждение рисков, закрытие уязвимостей. Службы безопасности банков тщательно проверяют всех кредитуемых. Банки используют многоуровневые методы выявления мошенников, специальные антифрод-системы для анализа данных, подозрительного поведения клиентов в банковской системе. Методы идентификации мошенничества различные – от подсмотра PIN-кода или кражи карты до хакерской атаки. Примеры методов, чаще применяемых мошенниками:

• фишинг («ловля рыбок») или кража, выманивание данных пользователя, его карты, CVV-кода, причем законом данный случай не защищен (клиент сам выдал данные мошеннику);

• фарминг или загрузка вредоносного кода на клиентское устройство, подмена данных и автоматическое перенаправление на поддельный сайт;

• скимминг или использование накладок для приемника карт в банкомате или мини-камер для подсмотра PIN-кода с последующим изготовлением «дубль-карты»;

• «ливанская петля» или кража карты с помощью специального механизма ее захвата и др.;

• создание специальных и часто многопрофильных вирусов или мошеннических сайтов. Можно бороться с мошенниками более-менее успешно, повышая грамотность клиентов, в частности, используя лишь виртуальные карты для оплаты, аутентификацию по одноразовым кодам, аудитом сайта. Новые способы для мошенников и банков дает социальная инженерия, искусственный интеллект. Впрочем, и простым звонком от «службы безопасности» банку можно нанести немалый репутационный урон.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья. Всем спасибо!