Найти тему
23,5K подписчиков

Десять лет назад она поняла, что с бабушкой не так

1,7K прочитали

— Однажды старшая сестра моей матери тётя Таня попросила помощи, - начала свой рассказ невеста.
Воцарилась полная тишина. Свадьба была необычно тихой, без музыки, без освещения, люди сидели в небольшом зале, а невеста во главе стола одна, без жениха.

И в этой тихой полутьме Катерина не спеша продолжала:

— Она попросила приехать кого-нибудь из нас с сестрой, чтобы мы помогли и посидели с Коленькой. Ей было неважно, кто поедет, я или Оля.

— У меня ушел муж, — кивнула и пояснила Татьяна Николаевна, - Коля болел, на работе уже грозили уволить, больше дома сидеть не могла. И детский сад закрыли на ремонт, как назло, хотела договориться с нянечкой... Что делать в те времена при отсутствии денег? Выживать. Было и то, о чем я сестре не сказала. Умолчала. — женщина вздохнула повинившись, — Думала, авось, всё сказки... Обойдется... Мама наша появилась у меня за день до приезда Катерины. Она просто зашла в комнату и легла. Я была в шоке. Откуда она узнала, остаётся и по сей день загадкой.

— Были каникулы. — улыбнулась невеста, — Но, конечно, мы не хотели ехать. Нам не хотелось с Колей сидеть, когда другие дети отдыхают в лагере или просто гуляют во дворе.
Катерина закрыла глаза, вспоминая

Десять лет назад она стала первой, кто поняла, что с бабушкой не так.

Рисунок AI
Рисунок AI

— Оля поедет? Она старше, да мама?

— Я не поеду никуда! — Оля в волнении сцепила пальцы так, что костяшки стали белыми, а ноготки синими, — Тогда прощай мой Ваня.. Он только предложил встречаться!!… Мама, только не это!!! У нас же каникулы! Я так их ждала… Пусть Катька, ей нечего терять! Подруги все разъехались по лагерям…

Катя чуть не заплакала в ту же секунду, как взглянула на мать. Она поняла, что это молчание означает – ей придется уехать из дома неизвестно на сколько. Серые глаза её с большими зрачками стали почти черными от обиды.

— Это важно помогать друг другу… Я уже обещала тебе, что поможем, Катюша.

— Я боюсь, мама, мамочка…

— Не съест же он тебя. Это просто маленький мальчик. Не бойся ничего. Ты – младшая в семье, с тобой нянчились, и теперь твоя очередь.

Катя, молча, заплакала.

— Ну что еще за слёзы! Как сиротка! Катя, побудешь немного и домой поедешь, тебя тётя Таня на поезд посадит, а я встречу, или Ольку пришлю! – сказала мать, – Надо, дочка. Ты потом сама поймёшь, как это важно – помогать друг другу в семье. Это моя сестра. Вы с Оленькой тоже будете помогать… Ты Оле, она тебе.

Катя помотала головой:

— Нет, Оля мне никогда не помогает… Никогда не .. помогает…

— Две недели, максимум три! Садик откроют, и она сама справится! А пока тётя Таня на работе - посидишь. Нельзя ей с ребенком увольняться, как же ты не понимаешь! Я тебе денег дам и куплю книжку новую, какую захочешь. Иди вот, собирай, что решишь взять, а я пока одежду твою простирну, чтобы свежая была.

Мама виновато погладила Катю по голове, попросила снять футболку в стирку и ушла собирать вещи.

— Мама, пожалуйста… — еще раз попросила Катя, но мама покачала головой.

— Я не послала бы тебя, дочка! Но обещала. Надо. Есть такое слово… и ты его знаешь.

Оля молча поглядывала на Катерину, когда та в слезах собирала свой рюкзачок. Конечно, не очень хорошо, что Катька уедет – весь дом тогда на ней, посуда, картошка, уборка, цветы поливать…

— Ну и ничего. Кольку воспитаешь. Тётя Таня с ним не справляется, а тебя он не знает, будешь его строить!

На следующее утро Катя надела свой синий джинсовый сарафанчик на чистую футболку, сверху белую кофточку, как мама предложила и со слезами на ресницах вышла из дома. Книжку мама не купила, замоталась, но она договорилась с соседней девчонкой-студенткой, и та уже ждала возле калитки - протянула книжку в затертой обложке.

— Моя любимая была в детстве. Держи! Мама твоя сказала, что ты плачешь, а эта книжка поможет тебе, для меня стала прямо спасением. Тоже пришлось маленькой из дома уехать. Только никому не давай, привези назад… Хорошо?

— Что вы, не надо, вдруг я потеряю или Коля порвет…

— Возьми с собой эту книжку, если что и будет, так я уже выросла … Переживу! — сказала девушка Катерине тёплым голосом, — Тебе сейчас нужнее.

У Кати появилось странное чувство нужности своей, какой-то важности. Она осторожно взяла книгу и поблагодарила.

В поезде Катя читать не могла, она разглядывала пассажиров и была в огромном волнении. Мама договорилась, чтобы мужчина напротив – дядя Гриша, за ней последил, а девушка с верхней полки сказала, что она тоже последит, у неё сестра такого же возраста и представилась Алёной. Доехали на удивление быстро, потому, что Алёна уговорила Катю поесть, сама почистила ей яичко, дала свой вкусный пирожок с повидлом и рассказала веселую историю, как их с сестрой накрыл дождь, они взяли в руки по два лопуха, а с них свалились улитки за шиворот.

Мужчина, молча, взял её за руку и вывел на перрон, когда доехали на нужную станцию, потом попрощался с тётей Таней и заскочил обратно в поезд, когда тот уже тронулся.

Коля был шумным и крикливым, потом у него поднималась температура, он ложился и начинал капризничать. Ему давали микстуру, он снова «оживал» и начинал прыгать, скакать, пока не приходило время принимать горькое. Рев стоял такой, что Катя закрывала уши, а тётя Таня пыталась перекричать. В комнату бабушки Катя в первый день своего пребывания даже не зашла. Побоялась сама заглянуть, а тётя Таня не предложила. Тётя Таня всегда была сердитой, суровой, как учительница. Она работала на заводе кем-то очень важным, Катя толком не знала кем.

Рано утром, тётя Таня разбудила её и сказала:

— Вот ключ. Откроешь комнату бабушки, поставишь ей кашу, хлеб. Ложку не забудь, деревянную. Колю туда ни в коем случае не пускай, и сразу выходи. Не разговаривай. Молчи! Поняла, Катя?

Катя кивнула.

Она все приготовила, проверила, чтобы каша не была слишком горячая, наказала Коле сидеть смирно и пошла с тарелкой и чашкой с тёплым сладким чаем в маленький коридорчик, ведущий к потайной комнате. Поставив дрожащей рукой тарелку с деревянной ложкой на тумбочку перед дверью, вставила ключ в замок. Её немножко как будто током тряхануло. Катя удивилась, прислушалась – тишина. Она повернула ключ и открыла дверь.

Бабушка лежала среди подушек и смотрела прямо на неё пронизывающим взглядом голубоватых глаз. Катя плохо помнила бабушку, она знала, что это – мама её мамы, которая жила в деревне, в лесу, совсем одна и никого к себе не пускала. Однажды утром Катя увидела, как мама плачет, когда разговаривает с сестрой по телефону и говорит, что Катю ей не отдаст на съедение. Почему-то она представила себя в лесу, где огромная волчица ждёт её… Катя подумала тогда про бабушку…Почему-то.

На кухне послышался звон - Коленька разбил чашку. Катя изумилась, она это прямо увидела, а не услышала. Даже увидела, какую чашку – белую фарфоровую с синими анютиными глазками на боку.

Она поняла, что мальчик встал и подошел к шкафчику, открыл дверцу, хотя звуков больше с кухни не доносилось.

— Балуется, — прошептала Катя и тут же услышала голос бабушки.

— Здравствуй, моя ягодка, здравствуй родимая… Какая ты красавица выросла… А я твоя бабушка. Меня зовут Марья Моревна…. Ах ты моя красавица...

Катя помнила, что разговаривать нельзя, но она поздоровалась из вежливости:

— Здравствуй, бабушка. Я поесть принесла. Марья Моревна из сказки, да?

— Прозвище такое у меня. Иди ко мне поближе, дай, я рассмотрю тебя…

Больше Катя не помнила ничего. Очнулась на кухне, когда собирала с пола осколки чашки и гречку – Коля рассыпал её на полу.

— Пойдем на улицу подышим, Коля. Ты дома только балуешься.

— У меня температура, - сказал Коля.

Катя подошла к нему, положила руку на лоб и сказала:

— Больше ты не болеешь. И горлышко прошло, да?

— Да! — сказал Коля, схватившись за шею. — Больше не надо горькое?

— Нет, не надо. Пойдём.

Они вышли во дворик, Катя зажмурилась на солнце и сказала какое-то незнакомое слово на непонятном языке. Они пошли по деревенской тропинке за ручку, Коля на удивление хорошо себя вел, мальчик спокойно шел, помахивая веточкой.

— А мы куда идем? — спросил он, увидев речку, — Купаться?

Катя ему не сразу ответила.

— Я должна опуститься в воду с головой. Ненадолго. А ты посидишь на бережку. И не бойся ничего. Не кричи, — сказала Катя, — Я должна увидеть одну рыбку.

Коле сразу стало очень любопытно.

— Какую рыбку? Золотую?

— Очень большую рыбку. Я скажу ей три слова и снова выплыву.

Катя осторожно сняла сарафан, разулась, аккуратно сложила футболочку и медленно вошла в мутно-зеленую воду. В такой ничего не увидишь. Когда она набрала воздуха и опустилась с головой – поплыла вдруг быстро быстро, как рыбка, которую отпустили из неволи, как будто вместо ножек у неё появился хвост. Она плыла сквозь мутную зеленую воду в самую глубину, там где пушистые водоросли, как леса виднелись. И вдруг увидела. За темно зелёными «лесами» показалась голубая яркая звезда, звезда увеличивалась, превращаясь в ручей сверкающий, а в нем сидела девушка.

Катя думала, что когда она скажет эти слова – выйдет только буль-буль, но она услышала свой мелодичный такой взрослый голос.

Девушка вскинула руки, махнула хвостом и растворилась в серебристой воде серебристой пылью.

Катя поплыла назад, вынырнула и огляделась.

Коленька сидел, тёр кулачками глаза.

— Катя, — увидел он её и еще раз позвал уже громко, жалобно, — Катенька!!!

— Ну, что ты плачешь, вот же я - вернулась… — ласково сказала ему Катя, — Говорила же тебе, что только с головой нырну и вернусь!

Она вылезла подсушилась немного, оделась, взяла Колю за руку и он спросил:

— Видела рыбку?

— Видела, Коленька. Красивая… серебристая… Там так красиво…

— Тебе туда хочется опять?

Катя ответила ему со вздохом:

— Очень, хочется! Но я уже старая. Там дочка моя… Дочка…

— Дочка?

— Я сказала ей… прощай… прощайте все…

Когда Катя зашла в комнату в послеобеденное время, глаза бабушки были закрыты, она больше не разговаривала с ней. Катя поставила тарелочку с супом картофельным, забрала пустую тарелку из под каши и вместо чая дала компот.

Деревянная ложка оказалась вся исцарапана чем-то острым.

К вечеру зашумел ветер, начался проливной дождь. Молнии засверкали в небе, гром загремел. Домик, казалось, качается от этого ветра. Катя взяла книжку и поняла, что это книжка в потёртой обложке про девочку, которую мачеха отдала в служанки. Отвела на рынок, где все стояли на коленях, подстелив солому, но у бедной девочку соломы не было, и она стояла на ногах, голодная, испуганная до самого позднего вечера.

Вернулась тётя Таня вся мокрая и, как показалось Кате, заплаканная.

Катя попросилась спать, есть ничего не стала и ушла в комнатку. Коля спал с мамой.

Дождик за окном шёл всю ночь, а утром наступило понимание.

Бабушки не стало.

Тётя Таня надела черное платье, повязала на голову черную косынку, пришли люди, началась суета, потом… А потом пришли люди с лестницей, залезли на крышу и начали прорубать в ней дыру…

Небо было еще пасмурное, Катя удивленно смотрела на рабочих, а они всё рубили и рубили… Как будто дом не зальёт дождь после этого.

Спустя еще один день приехала мама с Олей. Мама была совсем заплаканная, с платочком в руках, а Оля напуганная. Они пошли в церковь, где Катю повели к какой-то бабушке, а потом к батюшке.

Тот погладил её по голове, что-то запел и зашептал. Катя слушала спокойно, голос был добрым, ласковым…

***

Невеста открыла глаза и с улыбкой оглядела всех вокруг.

— Я знаю, когда пришло время, бабушка передала мне свой дар. Я знаю, что она была особенной. Я тоже особенная. Вы все со мной, потому, что знаете – людям желаю только добра. Сейчас пойдёт дождь и … я пойду к своему суженному. Он ждет меня в лесу. А в реке ждет моя тётя и сестра. Спасибо, что пришли и поздравили меня. Спасибо, мамочка, Оля, тётя Таня, дядя Миша, Коленька, Алёнка, Света… Дядя Костя… Буду продолжать дело жизни моей бабушки. Так надо.

***

— Вася, ну что там? Нашел? — крикнула Катя в сенях.

Дверь скрипнула, просунулась косматая лапа, следов ввалился улыбающийся парень.

— Испугалась?

— Нет, конечно! Так что, нашел или нет?

— Ну как же я и не найду. У меня нюх сама знаешь, какой!

— И кто? Я угадала?

— Женщина, мать троих детей. Муж запил, не работает, за ягодами забралась в самую глушь… Дети голодные.

— Отвел?

— Да, пугал её, бегал вокруг, пока полянку знакомую не увидела, я её хрустом веток гонял. Умаялся. Дашь поесть? Что-то чую… Никак, заяц!

— Заяц, да не простой. Зайчишка деревенский. Крольчишка. Купила на рынке.

— Когда ты уже сама научишься ловить, учил ведь.

— Не могу я живое существо. Не могу. Он же такой … милый, ушки, зайчатки ждут, — Катя рассмеялась.

— Ну ты конечно, добрая Катерина, а чем мне питаться - не думаешь. Ладно, деревенский, так деревенский. Стоп… подожди. Еще работку хочешь подкинуть? По глазам вижу!

— Да, любимый. Завтра к озеру придут мальчишки. Тебе моя сестра поможет… Ты только не опоздай, а то вдруг, как в прошлый раз…. На берегу его встреть и …

— Знаю, знаю. Прослежу, откачаю, если что. Ну кто в воду лезет, когда плавать не умеет!

— Да умеет он, товарища спасать будет, уплывет его товарищ, из сил выбьется… Ладно, ты умаялся, поешь и ложись.

— И ты со мной!

— И я с тобой!

— Скоро родится мой волчонок?

— Не называй его так. — Катя погладила маленький круглый животик, — От волка у тебя только нюх и знание леса.

— И у него будет.

— И у него! Конечно, всё будет! Мы же оба особенные!

— А что у тебя от бабушки твоей?

— Костяная нога! - рассмеялась Катя. – Ты молодец, милый. Люблю я тебя и слава богу, что мы вместе. Моя первая находка была Катенька, тёзка моя.

Катерина закрыла глаза.

***

— Батюшки!!! Девочка опять пропала! Никак ,Мань, як!! – подруга к маме забежала на обед чай попить.

— Ой ты господи! Сколько лет-то? – мама схватилась за сердце. – Опять…

— Девять лет всего!!! Катька Иванова! Иванова Пашки дочка… Павел Леонидович, водитель скорой… В газете пишут, что безутешны родители... Не уследили за ребенком.

— Надо молиться! И давно пропала?

— Второй день пошел. Ищут, ищут…

Катя встала из-за стола, вошла на кухню и сказала:

— В лесу она, на дерево залезла, посмотреть дорогу хотела. А слезть боится. Там внизу мальчик ходил, она испугалась его… Отведите меня, я помогу.

— Катенька… — ахнула мама.

— Какой мальчик, что ты, Катерина! — подивилась соседка.

Мальчик…

Мальчик оказался будущим мужем. Первый девчонку почуял. Сын лесника Василий, ушел за двадцать километров от дома, чтобы девчонку с дерева снять.

***

— Кать, a, давай с тобой на озеро Байкал съездим хоть разок? — прошептал Василий, засыпая, — Там в лесу запахов… М-м-м...

— А здесь, кто будет следить? Нет, там свои есть.

— Так познакомимся, опытом обменяемся! — он лизнул в ухо и засмеялся.

— Боюсь я что-то.

— Не бойся, ты же со мной! Со мной не заблудишься!

— Тихо… — Катя прислушалась.

— Шо, опять??? — притворно испугался муж.

— Мальчик… маленький совсем! Дедушку зовет… Сейчас … сейчас скажу, где искать! Ой, подожди, кажется, фонарик увидел… Ладно, спи! И без тебя нашли! Это не лес, это посадка!

— Не буди до утра!

— Посмотрим, — улыбнулась Катя.

Автор: Алиса Елисеева