Найти в Дзене
Литрес

Пасть порву, моргалы выколю: что нельзя говорить в русской тюрьме

В русской тюрьме существует не только своя социальная иерархия, но и свой этический кодекс, который упорядочивает бытовую жизнь заключённых и вводит запреты и требования. В частности, в него входит и свод правил, касающийся тюремной лексики и общения заключённых друг с другом. Арестантам далеко не всё можно произносить вслух. Нарушение свода, пренебрежительное отношение к нему и неуважение к сокамерникам жестоко караются. За незнание можно поплатиться даже жизнью. В этой статье разберём некоторые принципы, касающиеся того, как правильно ботать по фене. Стоит заметить, что некоторые из них могли уже устареть, так как поколения зэков сменяются и тюремный язык подстраивается под новые тенденции казённых домов. «Правильные» пацаны Беспредел, понт, косяк, кент, косарь, кипеж, наезжать, облажаться – все эти словечки из нашего обихода имеют уголовное происхождение. Нередко мы, сами того не замечая, используем в речи выражения из старого или нового криминального жаргона. Как правило, мы повтор
Оглавление

В русской тюрьме существует не только своя социальная иерархия, но и свой этический кодекс, который упорядочивает бытовую жизнь заключённых и вводит запреты и требования. В частности, в него входит и свод правил, касающийся тюремной лексики и общения заключённых друг с другом. Арестантам далеко не всё можно произносить вслух. Нарушение свода, пренебрежительное отношение к нему и неуважение к сокамерникам жестоко караются. За незнание можно поплатиться даже жизнью.

В этой статье разберём некоторые принципы, касающиеся того, как правильно ботать по фене. Стоит заметить, что некоторые из них могли уже устареть, так как поколения зэков сменяются и тюремный язык подстраивается под новые тенденции казённых домов.

«Правильные» пацаны

Беспредел, понт, косяк, кент, косарь, кипеж, наезжать, облажаться – все эти словечки из нашего обихода имеют уголовное происхождение. Нередко мы, сами того не замечая, используем в речи выражения из старого или нового криминального жаргона. Как правило, мы повторяем их машинально и не задумываемся о том, что говорим.

Заключённый же не может позволить себе такую роскошь. Он всегда должен думать, что произносит. Более того, он не имеет права злоупотреблять бранными выражениями. В арестантской среде при спокойном разговоре не принято щеголять матом.

Беспричинное и чрезмерное использование грязных и оскорбительных оборотов может привести к понижению в социальной иерархии. «Правильных» пацанов, которые гнут пальцы и через слово вставляют мат, в тюрьме называют «колымскими п*дерастами».

Опытные и уважаемые арестанты сразу видят в таких новеньких слабость и глупость. Про тех, кто неумело рисуется, чтобы скрыть свою физическую ущербность и трусость, говорят: «Чёрт по жизни».

Выражаться по матери

Нецензурно выражаться в обществе сокамерников всё-таки можно, если знать меру и правила. В первую очередь крепкие словечки не должны даже косвенно задевать других арестантов. Недовольство следует выражать безадресно. Например, поминая мать при обращении, нельзя использовать местоимение «твою», нужно обойтись абстрактным «его».

Оскорбления, которые могут затронуть родственников сокамерников, причисляются к разряду недопустимых. Туда же относятся и грубые формулировки или матерные намёки, указывающие на самую низшую касту (петух, крысятник, гребень, фуфлыжник и другие).

Слово «козёл», которым мы так часто злоупотребляем на воле, выражая злость, досаду или даже мягкую иронию, в тюрьме является родственным «петуху». Оно считается серьёзным оскорблением и может спровоцировать драку. Зэк, который бросает подобные фразы в адрес другого, должен будет ответить, выражаясь по-арестантски, за свой базар.

Известен случай, в котором один молодой парень послал в пешее эротическое путешествие своего матёрого сокамерника. Тот был рецидивистом и инвалидом без одной ноги. Последнее не помешало ему проучить обидчика. Арестант потребовал извинений, но парень лишь подтвердил расхожее мнение, что «молодым на … послать, как здрасьте сказать». В итоге конфликт закончился гибелью новенького.

Опасные обычные слова

Удивительно, но некоторые обычные слова тоже могут привести к нежелательным последствиям. Так, например, в русской тюрьме не принято говорить «спасибо». Это слово стало запретным ещё во времена ГУЛАГа, потому что в нём увидели намёк на высокомерие говорящего. Дескать, человек таким образом демонстрирует свою интеллигентность, отделяет себя от коллектива и ставит себя выше других. Выразить благодарность нужно делом. Можно обойтись такими фразами: «душевно», «от души», «благодарю».

Ещё в чёрный список тюремного лексикона попал глагол «спросить». Согласно кодексу, арестант интересуется, а не спрашивает. Спрашивать – это ставить кого-то на место, требовать ответить за слова или поступки. В ответ на неловкий вопрос «Можно спросить?» велик риск услышать «С кого ты хочешь спросить, олень? Ну давай, попробуй!»

Глагол «слышь» тоже неуместен, так как наталкивает на неприятные ассоциации. Он звучит как «с лыж». А «на лыжи» становятся те, кто просит администрацию перевести их в другую камеру, более безопасную и комфортную. Как правило, такие ходатайства направляют арестанты, у которых не сложились отношения с сокамерниками. Нередко они принадлежат к касте униженных. Переход из камеры в камеру свидетельствует о слабости и трусости, поэтому «лыжников» не уважают.

Со словами «доказать», «свидетель», «обида», «место» тоже нужно обращаться аккуратнее. Все они связаны с негативными ассоциациями, которые могут спровоцировать конфликт.

–50% на первую покупку на десятки тысяч топовых книг! Активируйте промокод dzen50 по ссылке. Предложение актуально только для новых пользователей.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2