#Янг Эдалт #Детский дом #Первая любовь #Школа жизни #Эмоциональные качели
Таня Танич - Жила-была девочка, и звали ее Алёшка.
Приветствую вас, сегодня речь пойдет о достаточно известном русскоязычном Янг эдалте писателя Тани Танич "Жила была девочка, и звали ее Алешка". Книга, удостоенная множества похвальных отзывов и рекомендаций и увы, не понравившаяся мне совершенно. Роман - жизнеописание, проведет нас от первого до последнего дня жизни главной героини и по большей части он будет подан от ее же лица...
В одном из детских домов СССР появляется на свет отказная девочка, которой паспортистка по ошибке присваивает мужское имя, переделанное впоследствии в женское и кажущееся тогда экзотичным - Алексия. Другими словами читатель должен сразу понять, что все то у этого ребенка пойдет наперекосяк, а детдом и мальчиковое имя лишнее тому подтверждение.
Описание детского дома времен СССР автор дает достаточно шаблонно. Отсутствие реальных знаний заменено литературными фантазиями. С одной стороны - прекрасный директор детского дома - просто отец родной, с другой у прекрасного директора дети зимой спят в зимних шапках и варежках чтобы не замерзнуть. Чувствуется, что тема детдома изучалась по советским кинофильмам и романам, где с одной стороны - героические педагоги, отдающие себя детям, а с другой - неустроенная холодная казарма и замерзающие под тонкими одеялами эти же самые дети. Но главному герою - Марку, сыну партийного чиновника, в детском доме будет даже нравится и он будет ходить в гости к детдомовским детям). Другими словами - здравствуй развесистая клюква.
Алексия учится в обычной советской школе, где злые домашние дети не хотят с ней даже сидеть за одной партой (ситуация, кстати вполне реальная за исключением реакции на это советской классной руководительницы), что собственно и провоцирует ее первую встречу с главным героем - Марком, ставшим с этого момента ее другом навсегда.
Марк - несчастливый ребенок. Родители завели его для галочки и чтобы как у всех. Красавица мать - эгоистичная латентная садистка еще хуже чем любая воспитательница детского дома. Она настолько равнодушна к сыну, что с наслаждением воспринимает его плач, его детские травмы и только страх навредить карьере партийного мужа останавливает ее от наблюдения за очередным несчастным случаем - падением собственного ребенка из окна. Отец Марка - карикатура на партийного чиновника, улыбчивого жулика и прохвоста, обеспечивающего семейную идиллию многочисленными связями с нужными друзьями (подвид современного решалы). Больше всего этот персонаж напомнил мне первого президента СССР и одновременно многочисленных одесских хохмачей из "Смехопанорамы" и совсем мало реальных партийных чиновников в то время.
Итак, перед нами двое детей обделенных родительской любовью. Эмоциональная сторона их жизни пуста и гола. Особенно ярко это проявляется у Марка - он растет во внешнем благополучии, но без любви и без привязанностей, однако свое одиночество он чувствует и ему необходим кто-то, кому он мог бы доверять. И появление в его жизни Алексии вполне закономерно. С первого дня в школе она изгой и никто не хочет принять ее в свое общество... кроме Марка. Алексия буквально находка для него - отвергнутая всеми слабая одиночка, которой не приходится выбирать, ведь только Марк готов ее пожалеть, принять на равных и послушать. И это начало будущей эмоциональной зависимости... Алексии, но не Марка, который будет в дальнейшем вполне себе неплохо существовать и без Алексии, хотя желание быть единственным "хозяином" ее жизни у него останется навсегда.
Совершенно неправдоподобно выглядит опека Алексии отцом главного героя и принятие ее им в собственную семью. Если это добавило ему партийного престижа, то автор читателю этого совсем не показывает. Эмоции матери Марка нам тоже неизвестны. Вообще после пролога она появляется лишь для галочки в компании мужа. Правда Алексия упоминает, что именно мать Марка научила ее всяким женским штучкам - краситься, одеваться, а в остальном писатель, видимо, посчитала, что роль матери в жизни героя выполнена и все ранее обозначенные ее проблемы с появлением Алексии в семье растворились без следа). Автор, кстати, очень беспощадно в финале расправится с ними, внезапно отправив в автомобильную катастрофу.
Наши главные герои, тем временем, дошагали до юношеского возраста и это, конечно коснулось физической стороны их жизни. К ним пришла любовь. К этому времени из Марка сформировался довольно самоуверенный тип молодого человека желающего окончательно подчинить себе главную героиню, заодно всех кто поддастся. И вроде бы у него все получается. Но у каждого действия есть противодействие. У Алексии формируется ложная (как потом выяснится) уверенность в собственных силах. Присутствие в ее жизни Марка, его постоянная опека и защита, прочная эмоциональная связь подпитывают ее профессиональные амбиции. Эта совершенно несамостоятельная личность рвется в облака, разрывая, ставшими слишком тяжелыми эмоциональные оковы, связавшие ее с Марком. Но увы, Алексия еще не знает того, что эти самые оковы и были фундаментом ее хрустального замка прекрасного будущего. А замок начинает рушится. Еще некоторое время по инерции судьба студентка Алексия движется вперед, но достигая точки невозврата ее судьба переходит в свободное падение...
Именно тогда у Алексии и появляется Ярослав, но он также слаб как и она. И его самоубийство всего лишь вопрос времени и сюжета. Можно сказать, что именно с Ярославом раскрывается и главная идея всего романа, путь по которому впоследствии пройдет наша героиня. Но автор пока не готова ставить финальную точку. Поэтому в книге появляется еще одна эмоциональная подпорка для Алексии - Вадим Робертович. Человек со знаком +. И если бы у Алексии была в детстве возможность познакомиться с семейными ценностями, она бы несомненно выжила. Стала бы известной писательницей, счастливой женой и матерью. Но мы же знаем, что у героини полностью отсутствует сложный опыт родительской любви. На его месте только то, что давал ей несчастливый ровесник Марк - эмоциональную зависимость с тяжелыми, но простыми чувствами. Поэтому оценить любовь Вадима Алексия просто не в состоянии, она будет рваться туда... но по факту все что ей доступно это вновь появившийся Марк с его "простой" любовью - физической защищенностью, благополучием и эмоциональным отсутствием всего живого даже на горизонте. И эта сытая, но совсем не творческая обстановка отнюдь не способствует профессиональному вдохновению героини. Да и сам образ Марка запрограммированно спокойно и совсем неплохо просуществовавшего в годы учебы, не отказывавшего себе в отличие от Алексии в физических отношениях, весьма померк в ее глазах.
Намертво зависимая от Марка Алексия сходит с ума от невозможности уйти от него при жизни... А потом начинает действовать все тот же закон. Обрубленная зависимость Алексии очень больно бьет по Марку. Можно не сомневаться, что его внешняя жизнь продолжилась в том же ключе, что и в период учебы в университете. Но душа уже перешла в фазу ожидания. Ожидания новой встречи с Алексией после смерти...
P.S. Я не рекомендую знакомится с этой книгой людям без опыта чтения подобной литературы. Или тем, кто не желает приобретения подобного опыта через душевную боль, страдания и слезы. И да, книга не вызвала у меня восторгов случившихся у многих из-за наличия эмоциональных качелей. Конец психически больной героини ничего общего не имеет с романтикой.
#Янг Эдалт #Детский дом #Первая любовь #Школа жизни #Эмоциональные качели
Таня Танич - Жила-была девочка, и звали ее Алёшка.
Дорогие мои читательницы и читатели, если вам понравилась книга – ставьте Лайк♡ и подписывайтесь и вы обязательно увидите мои новые, а главное свежие материалы!