Найти тему

Планирование в организации и почему для компании это важно

Планирование — ключевой процесс, который помогает преобразовать цели в реальные результаты. В тех компаниях, где работа организована по плану, ключевые показатели выше, а сотрудники эффективнее.

Планирование является базовой функцией менеджмента наряду с организацией, мотивацией и контролем. Грамотный управленец действует так: сначала ставит цели, затем разрабатывает план для их достижения, организует процессы, воодушевляет персонал и контролирует исполнение.

К чему приводит отсутствие планирования в компании?

· к недостижению миссии компании;

· к невозможности улучшить финансовые показатели;

· к непониманию сотрудниками своих конкретных задач;

· к “топтанию на месте” в течение многих месяцев, а то и лет;

· к тому, что вас могут опередить конкуренты;

· к полной неразберихе в вашем бизнесе и хаосу.

Процесс планирования включает 4 элемента:

1. Анализ — оценка внешних и внутренних факторов, ресурсов, рисков и возможностей.

2. Разработка — определение целей, промежуточных этапов, действий и мероприятий.

3. Распределение — распределение ресурсов и задач.

4. Фиксация — перевод содержания плана в документ.

Необходимость в планировании возникает всегда, когда появляется цель.

Основные виды планирования. Поскольку метод планирования имеет широкий спектр применения, к каждой жизненной сфере подходит свой вид.

1. Планирование по необходимости

Этот вид в свою очередь делится на:

Директивное, при котором выполнение поставленных задач является обязательным. Подразумеваются детализация и лицо, которому направляется готовый план. Чаще применяется в государственном планировании или на предприятии.

Индикативное, не подразумевающее обязательного исполнения сроков и задач. Является скорее рекомендательным и применяется в микроэкономических процессах.

2. По времени исполнения задач

Здесь важны сроки, в рамках которых строится план.

Краткосрочное планирование — рассчитывается на период до года.

Среднесрочное планирование — применяется в государственных учреждениях, на предприятии и в фирмах. срок от одного года до пяти лет.

Долгосрочное планирование — здесь расчет идет на срок от пяти лет и больше. Часто применяется в науке и экономике для решения стратегических задач.

3. По содержанию плана

Под этим подразумеваются тактическое, стратегическое и процессное планирование.

Стратегия — это долгосрочный план, который определяет основной вектор действий фирмы. Сюда входит изучение рынка, целевой аудитории, оптимизация рабочего процесса и так далее.

Тактика — это планирование, при котором создаются условия для решения задач, поставленных при стратегическом планировании.

Календарное планирование — подразумевает распределение стратегических и тактических шагов по конкретным датам и другим показателям.

Бизнес-планирование — как один из видов, необходим для оценки эффективности планируемых мероприятий. Это детально проработанный план, куда включены все основные показатели организации и бизнеса.

Как проходит процесс планирования

Разработка любого плана включает следующие этапы:

1. Определение целей верхнего уровня. Это такие цели, которые определяют стратегическое развитие объекта. Пример стратегической цели – увеличить чистую прибыль в два раза, стать лидером на рынке/в компании, получить статус эксперта в какой-либо области.

2. Целеполагание. Трудоёмкий и длительный этап, но без некого никак. Заключается в том, чтобы определить цели и подцели, которые позволят достичь цели первого порядка.

3. Установление числовых показателей для целей и задач. Носит прогнозный характер, но опирается на реальные возможности. На этом этапе задаются основные параметры, которых предстоит достичь.

4. Поиск оптимальных методов и путей для достижения поставленных целей. Творческий и энергозатратный этап. Здесь разрабатываются техники, технологии, мероприятия, конкретные действия, которые в совокупности способны достичь необходимого результата.

5. Поиск ресурсов. На этом этапе аккумулируются все возможные ресурсы компании – финансовые, материальные, трудовые, организационные, временные.

6. Распределение времени. Когда сбор и анализ данных завершён, необходимо установить сроки реализации выработанных мероприятий. Для удобства временной график разделяется на этапы, которые объединяет родственные по содержанию и порядку группы действий.

7. Фиксация основных этапов плана с указанием сроков и ответственных. Итоговый план должен быть понятным и наглядным. Составляется в формате таблицы, заносится в планировщик. В некоторых компаниях к плану дополнительно создаётся его графическая версия.

8. Реализация, контроль и корректировка плана. Планирование в обязательном порядке включает этап контроля и корректировки.

Для чего нужно планирование в компании?

Планирование — это разработка мероприятий для достижения стратегической цели компании. Суть процесса в том, чтобы оптимально распределить временные, материальные и организационные ресурсы для скорейшего получения желаемого результата. Планирование всегда ориентировано на практику.