В 2023 году АВТОВАЗ неожиданно достал «с пыльной полки» проект удлиненной Весты — новый прототип построили на базе седана рестайлингового образца, который выпускают с 2022 года. В возрожденной ипостаси машине присвоили собственное имя Lada Aura. Из официальной позиции АВТОВАЗа следует, что Lada Aura призвана заменить собой в служебных автопарках иномарки — в частности, некогда производившуюся в Санкт-Петербурге Toyota Camry. Однако в истории воскрешения проекта может быть и неочевидная причина, о которой расскажем ниже.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить шпионские новости и интересные публикации.
Прежде всего, стоит напомнить историю удлиненной Весты. Ее разработали параллельно базовому седану семейства. Первый прототип длиннобазника показали в конце 2015 года под именем Vesta Signature. Относительно стандартной модели машина отличается увеличенной на 250 мм колесной базой, то есть габаритная длина составляет 4660 мм, весь прирост — в пользу задних пассажиров. Vesta Signature носила экспериментальный характер, в 2015-2016 гг. Построили всего несколько экземпляров таких машин, однако после ухода Бу Андерссона с поста главы АВТОВАЗа в марте 2016-го проект быстро заглох — чтобы вновь возникнуть спустя шесть-семь лет.
Из воспоминаний редакции:
«На момент анонсирования удлиненной Весты у нас был разговор с представителем службы маркетинга АВТОВАЗа, который сказал, что выпуск Lada Vesta Signature будет налажен при наличии предварительных заказов, которых на тот момент не было». Нет и сейчас...
Вряд ли замещение иномарок является единственной причиной возрождения проекта длиннобазной Весты, тем более, что Aura планируют выпускать мелкой серией, что в принципе исключает получение большой прибыли — в «минус» бы не уйти. Эксперты дзен-канала «Автоброкер Клуба» полагают, что главная (и не афишируемая) причина планируемого запуска Lada Aura в производство — это желание АВТОВАЗа апробировать удлиненное и усиленное шасси Весты ради других перспективных проектов, предназначенных для массового производства. Здесь надо напомнить, что АВТОВАЗ разрабатывает на базе Весты сразу две новые модели — среднеразмерный кроссовер с кодовым обозначением HGH и семейный вэн RGH. Ради этих автомобилей необходимо проверить пределы шасси Весты по несущей способности и ходимости с учетом повышенных нагрузок.
Автопроизводители нередко сначала проверяют инженерные решения на мелкосерийных моделях — и лишь затем внедряют их в массовое производство. Такой способ позволяет без лишнего внимания публики довести конструкцию до того, как она попадет в широкую продажу. Кроме того, в изготовлении мелкосерийных автомобилей применяется менее капиталоемкое и более гибкое технологическое оборудование, таким образом, и затрат на внедрение изменений в конструкцию требуется меньше. Когда конструкция в мелкой серии доведена до идеала, ее уже можно тиражировать в крупной серии, вкладываясь в дорогостоящую поточную оснастку.
АВТОВАЗ имеет за плечами подобный опыт — например, удлиненная трехдверная Нива-2129 в начале 90-х создавалась для апробирования решений по шасси для будущего вэна ВАЗ-2120 Надежда и пятидверного внедорожника ВАЗ-2131. Как только удлиненную основу Нивы проверили в составе -2129, до серии довели два других продукта. Надежда, впрочем, так и не стала успешным продуктом, но это отдельная история.