Архитектор Тадеуш Хилинский родился в 1855-м году в городе Каменец-Подольский тогдашней Подольской губернии. После окончания в 1882-м Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров получил назначение на должность городского архитектора в Нахичевань, но уже через год перебрался в Самару, с которой связал всю дальнейшую жизнь и творчество.
Начинал карьеру в должности младшего инженера Самарского губернского правления, спустя пять лет – в 1888-м - стал губернским архитектором, а годом раньше еще и архитектором Самарской епархии. Проявил себя многосторонним специалистом, работая над объектами разного функционала: создал проекты винокуренно-дрожжевого завода на спуске по нынешней ул. Осипенко, пристроя к зданию Казенной Палаты, складского корпуса купца Ивана Константинова на Казанской (Льва Толстого), курировал строительство пивоваренного завода Альфреда фон Вакано, дорабатывал проект губернской тюрьмы. Являлся автором деревянного молитвенного дома католической общины Самары, сейчас стоящего позади костела, в 1897-м безвозмездно разработал свой самый знаменитый проект больницы Ольгинской общины сестер милосердия Красного креста на Льва Толстого, 136.
Находил время и для частных заказов. В 1903-м году для мещанки Л.И. Щипаревой, задумавшей расширить фасад и обложить кирпичом второй этаж своего небольшого «полукаменного» домика на нынешней Куйбышева, 38, спроектировал элегантный особняк в стиле эклектики с модными деталями, характерными для «модерна».
Главный фасад получил асимметричную трехчастную композицию с двумя боковыми выступами-ризалитами. Горизонтальное членение намечено междуэтажным и венчающим карнизами только в центральной части. Окошки подвального этажа первоначально раскрывались в приямки, спаренные окна первого этажа имели узкие «модерновые» пропорции. Большие прямоугольные оконные проемы второго этажа были подчеркнуты П-образными наличниками с акантовыми листьями и небольшим лепным элементом в виде раковины. Простенки обоих этажей покрывал руст.
Фланкирующие боковые части представляют собой единое целое с фигурными аттиковыми стенками. В левом ризалите раскрыт прямоугольная проездная арка во двор, в правом расположен проем парадного входа с вывешенным над ни балконом с ажурным кованым ограждением. Декорированный лепными розетками в квадратных рамах фриз и развитый профилированный карниз прерываются вертикалями высоких кронштейнов. Белый цвет эффектного декора дополнительно выделял его на общем охристом фоне.
Видимо, проект понравился и заказчице, и самому автору, так как год спустя был практически повторен, причем сразу в двух заказах – доме почетной гражданки Марфы Победоносцевой на Ленинской, 139 и самарского мещанина Степана Петровича Суховского на Самарской,100.
Если Победоносцевы были в городе хорошо известны – муж хозяйки, личный почетный гражданин Самары, служил в пожарной комиссии Управления Самаро-Златоустовской железной дороги, увлекался театром, литературой и дружил со своим коллегой Николаем Гариным-Михайловским, то о владельце выстроенного по тому же проекту третьего особняка мещанине С.П. Суховском сведений немного.
Видимо, в лучших традициях своего сословия Степан Петрович занимался делом, платил налоги и старался не привлекать постороннего внимания. Известно, что принадлежал к потомственному самарскому мещанству - его прадед Ларион Яковлевич Суховской фигурирует в городских сословных списках еще в 1784-м году. Согласно записи церковной книги Троицкого собора, в 1899-м 27-летний Степан Суховской женился на 16-летней купеческой дочери Анне Михайловне Смирновой.
Дом С. П. Суховского стал самым нарядным в «типовой серии эпохи модерна». П-образные наличники оконных проемов и проездной арки дополнились замковыми камнями, вертикальные окна второго этажа получили модную форму со «срезанными» верхними углами.
Аттиковая стенка правого ризалита, фланкированная высокими парапетными столбиками, имеет полуциркульную форму и декорирована круглой люкарной. Левый ризалит венчают парапетные столбики на квадратных основаниях с завершением в виде восьмиугольных башенок, в уровне второго этажа ризалиты декорированы красочной лепниной с маскаронами в фантастических головных уборах из цветов и листьев.
Последней работой Хилинского стало строительство церкви возле церковно-учительской семинарии у Молоканского сада (на нынешней территории военного госпиталя по ул. Осипенко). В конце того же 1904-го при завершении работ и поднятии крестов своды рухнули – в чем тут же назначили виновными строителей и архитектора. Ни оправдаться, ни исправить ситуацию Т.С Хилинской уже не успел, поскольку 11 октября 1905-го года скончался от чахотки.
Все три модерновых особнячка после революции были национализированы, дальнейшая их судьба сложилась по-разному. В бывшем доме Л. И. Щипаревой на Куйбышева, 38 в советское время располагалась школа Губполитпросвета, велись курсы иностранных языков. В 1990-х случился пожар, уничтоживший деревянные перекрытия и кровлю, и с тех пор здание пребывает в аварийном состоянии с неясным будущим.
Видавший виды, но давно не видавший ремонта дом на бывшей усадьбе Победоносцевых по-прежнему служит жильем. Особняку Степана Суховского повезло больше, чем собратьям – организация-собственник содержит яркий памятник модерна должным образом
использованные в стаье фото взяты из открытых источников в интернете