Партизанское движение в Крыму времен Великой Отечественной войны было массовым. Местные жители и отступившие в яйлы (горы) окруженцы создали 60 партизанских отрядов, общей численностью 13 тысяч бойцов.
Активные действия партизан заставили нацистов создавать лже-партизанские отряды.
Один из отрядов под названием «Красный Сталинград» возглавлял некий Константин Моисеев, завербованный СД. Другой немецкой агент, 18-летний Виталий Коган командовал группой вблизи Симферополя.
После войны выявлением всех участников этих лже-партизанских отрядов занялся начальник Управления НКГБ—МГБ по Крымской области Пётр Максимович Фокин.
Одним из первых на карандаш попал житель села Софиевка под Симферополем, еврей по национальности Виталий Коган. Уроженец Керчи в годы войны, неизвестно каким образом, оказался в этом русско-украинском селе, где и жил-то до войны только один еврей и открыл пекарню. У него работало несколько молодых людей.
Чекисты установили, что Когана завербовали в июне 1942 года. У него выхода не было - 40 тысяч евреев Крыма уничтожили сразу после начала оккупации.
Когану приказали создать лже-партизанский отряд. Набрал восемь местных и окруженцев. Коган лично внедрился в настоящий партизанский отряд. Его отряд действовал под прикрытием настоящих партизан. Которые не смогли раскусить его.
После освобождения Крыма Коган избавился от всех, кто мог догадаться о его деятельности на СД (безопасность партии нацистов). Это позволило ему первоначально избежать уголовного преследования. Но Фокин служил в Крыму всю войну - начальником Оперативно-чекистской группы НКВД Крымской АССР. Не поверил Когану. Тем более, в руки чекистов попали документы СД. Когана и его подельников расстреляли.
Но таких было много. Их выявляли, судили и казнили. Таким например был агент "Алекс" - или Александр Боровиков, сменивший фамилию на Громов. Бывший продавец в казахстанском Семипалатинске оказался в лагере за растрату. Бежал в Крым, поменяв фамилию. Во время оккупации завербовался в немецкую безопасность.
Он с удовольствием выявлял советских подпольщиков, и просто сочувствующих. В 1944 году арестовали. Пытался ввести следствие в заблуждение, оговаривая местных жителей как агентов германской службы безопасности. Не поверили!
Другой, лже-партизан Константин Моисеев действовал в Аджимушкайских каменоломнях. Успешно действовал, нейтрализовав деятельность настоящих партизанских отрядов в этом районе. Те начали действовать уже после уничтожения здесь крупной группировки советских окруженцев.
В 1944 году Моисеев встречал советские войска. Прошел проверку. Уехал в Ростов. Но позже чекисты заинтересовали слишком громким и непривычным названием его отряда - "Красный Сталинград". Моисеева арестовали, более усиленно допрашивали и он признался в своем сотрудничестве с оккупационными властями. Казнили.