Найти тему

После зерновой сделки - геополитика и военные угрозы

31.07.2023 • Денис Батурин, политолог

Выход из сделки расширяет для Российской Федерации пространство СВО. Зерновая сделка при ее заключении сократила это пространство. Оттолкнемся от этих позиций для оценки складывающейся ситуации.

Ситуация в Черном море была урегулирована сделкой. Был понятен коридор безопасности, ответственность сторон, механизмы контроля. Теперь сделки нет.

Минобороны России заявило, что с 20 июля все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов. Страны флага этих кораблей будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима. Также ведомство объявило некоторые районы в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря временно опасными для судоходства.

Украина «отзеркалила» это заявление: «Министерство обороны Украины предупреждает, что с 00:00 (совпадает с мск) 21 июля 2023 года все суда, следующие в акватории Черного моря в направлении морских портов Российской Федерации и украинских морских портов, находящихся на временно оккупированной Россией территории Украины, могут рассматриваться Украиной как перевозящие грузы военного назначения со всеми соответствующими рисками. Минобороны Украины также объявило о запрете как опасного судоходства в районах северо-восточной части Черного моря и Керчь-Еникальского пролива с 20 июля. Киев уже обнародовал соответствующую навигационную информацию».

Обратим внимание что Киев «запрещает судоходство в районах северо-восточной части Черного моря и Керчь-Еникальского пролива» - эти районы Черного моря Украина не контролирует, и они отдалены от украинских берегов. Понятно, что это заявление Киева - легитимация терактов в отношении российских судов в акватории Черного моря. В условиях практического отсутствия у Киева ВМС, ставка на дроны, на использование в качестве их носителей гражданских судов, что, по всей видимости, и было сделано при последнем теракте - ударе по Крымскому мосту. Существует опасность и вероятность применения противокорабельных ракет, которые Украина конструировала и сама, и получала от США и др. Обозначенные Киевом районы Черного моря - пути следования торговых судов из Новороссийска и др., там же места базирования Черноморского флота.

Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков зафиксировал ситуацию: «Попытки продолжить зерновую сделку без участия РФ должны учитывать риски, связанные с тем, что маршрут вывоза зерна проходит вблизи района боевых действий».[i] Это военный аспект.

При этом наблюдаем действия отдельных стран ЕС по выталкиванию украинского зерна на транспортировку морским путем. Так Венгрия и Польша выступают за продление запрета на поставки зерна с Украины в страны Евросоюза, который действует до 15 сентября.[ii] Премьер-министр Польши Моравецкий на пресс-конференции по итогам встречи представителей министерств сельского хозяйства Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии, заявил: «Я хочу сказать прямо: мы не откроем границы. Или ЕК согласится разработать общее решение, продляющее запрет, или мы займёмся этим самостоятельно».[iii]

Однако, остаются рыночные факторы, когда рост цен на сельхозпродукцию в ЕС смогут убедить страны Восточной Европы пропустить украинское зерно. К ним подключаются факторы политические, и здесь западные «союзники» Украины ищут способы обойти морскую блокаду. Так, еврокомиссар по сельскому хозяйству Януш Войцеховский заявил, что Евросоюз готов вывозить почти все украинское зерно через так называемые «коридоры солидарности»: «Мы готовы экспортировать практически все. Это около 4 млн. тонн зерна в месяц, и мы достигли этого объема в ноябре прошлого года».[iv] По его словам, до прекращения действия зерновой сделки 60% экспорта зерна осуществлялось через так называемые «коридоры солидарности» ЕС, 40% - через Черное море. Эксперты отмечают, что данный маршрут вряд ли сможет быть столь же эффективным, как морской: «Во-первых, для перевозки такого огромного количества продукции потребуется крайне много ресурсов, которых у Киева сейчас просто нет, как людских, так и технических, включая даже банальные грузовые вагоны и транспорт. Так, чтобы компенсировать те 16,5 млн тонн грузов, что прошли через одни только дунайские порты в 2022 году, Украине потребуется 43,5 тысячи рейсов громадных фур. Во-вторых, сами европейские фермеры активно выступают против не только поставок украинского зерна на свои рынки, но и угрожают заблокировать даже транзит из незалежной через свою территорию».[v]

Таким образом, после выхода России из «зерновой сделки» и нанесения ответных (за теракт на Крымском мосту) ударов по украинским портам Украины экспорт агропродукции из незалежной встал.

Ситуация аллергии восточно-европейских стран на украинское зерно имеет много аспектов – так в АПК некоторых европейских стран украинское зерно будет создавать дисбаланс на их рынках, но при этом другие европейские страны ждут это зерно. При этом уверен, если бы метрополия Вашингтон отдала Варшаве соответствующий приказ и зерно бы шляхтичи и приняли, и транзит бы обеспечили. Но пока такого распоряжения не поступало.

Новая ситуация в Черном море несет тяжелые последствия для внешней торговли Украины. Оперативную безопасность украинскому флоту, либо флоту, действующему в интересах Киева никто обеспечивать не готов: «США отказались сопровождать балкеры, перевозящие украинское зерно. Страховые брокеры также придерживаются мнения, что без участия России экспорт агропродукции из незалежной будет затруднен. Турция тоже вряд ли выделит военные корабли на сопровождение, насколько бы не была выгодна для нее «сделка». «Ни один здравомыслящий судовладелец не будет заходить в украинские порты без гарантий безопасности коридора», — прокомментировал содиректор греческой компании Doric Shipbrokers SA Василис Муйис»[vi]

Однако, если б дело было только в Украине! Международная торговля в Черном море касается множества стран и их интересов, влияет как на продовольственные, так и на энергетические рынки. Эскалация военного аспекта в Черном море грозит всей торговле в его акватории. Черноморский маршрут является ключевым в экспорте двух важнейших товаров — нефти и зерна.

«Что касается именно морских поставок черного золота, то здесь Россия уступает только Саудовской Аравии. В мае Bloomberg писал, что усредненный объем экспорта российской нефти по морю составлял порядка 4 млн. барр/с. Если говорить именно про черноморские порты, то в начале мая в одну только Индию уходило примерно 1 млн. барр/с при общем объеме на пике в ~8 млн. барр/с. В 2021 году именно на эти порты пришлось около 40% российского морского экспорта нефти. А еще черноморские порты — это порядка 40 млн. тонн зерна. Для сравнения: через Балтику вывезли в 20 раз меньше. А вместе нефть и зерно дают примерно 2/3 экспорта черноморского маршрута. Ключевыми покупателями выступают Индия, Турция, Египет и Иран. Нью-Дели за последний год вообще превратился в стратегического контрагента. То есть черноморская крупнотоннажная торговля важна не только для Украины….[vii]

Любой «инцидент» с любым кораблем в Черном море может привести к очень плачевным последствиям для всех, отмечают эксперты. Россию вынудили обострить ситуацию для всех сторон, заинтересованных в черноморской торговле. Вот интересы в рамках украинского кризиса, вот интересы ваших стран и ситуация на мировых энергетическом и продовольственном рынках – думайте и решайте. Если западные страны, европейцы и Турция готовы ставить интерес поддержки киевского режима и противостояния с Россией вышеупомянутых интересов, у Москвы есть и на это ответ – украинских портов больше не будет.

Чтобы избежать этой ситуации, надо было все лишь выполнить относящуюся к России часть зерновой сделки (вопрос к ООН и Вашингтону) и не использовать ее как прикрытие для нанесения ударов по Крыму и Крымскому мосту (вопрос к Киеву, Вашингтону и Лондону). А также, не использовать идущие в Россию суда для поставок на Украину оружия: «2 июля в трюме следовавшего из Турции в Ростов-на-Дону грузового корабля были обнаружены следы динитротолуола и тетрила, вследствие чего ему было отказано в проходе через Керченский пролив под судоходной аркой моста. Как сообщили в спецслужбе, «в целях предотвращения террористических и диверсионных акций, обеспечения безопасности мореплавания ФСБ России проводится комплекс контрольно-проверочных мероприятий в отношении следующих через Керченский пролив судов». Кроме того, ФСБ обнаружила посторонние вмешательства в конструкцию судна, а также установила, что в конце мая корабль находился в украинском порту Килия — после чего в июле в турецком порту Тузла произошла полная смена команды, состоявшей из 12 граждан Украины, и было изменено название судна. Подобные обстоятельства, как сообщают в Федеральной Службе Безопасности, «могут свидетельствовать о возможности использования иностранного гражданского судна для доставки взрывчатых веществ на территорию Украины».[viii]

В зависимости от того, какие действия будут предприняты в отношении остатков украинского флота и портовой инфраструктуры - и будет развиваться ситуация в Чёрном море. Пока, Киевом и западными союзниками выход России из сделки в военном аспекте рассматривается как развязывание рук. Поэтому, могу предположить, в дело пойдут дроны всех мастей и типов. Поэтому наносим удары по портовой инфраструктуре. А союзники Украины, тем временем, наверняка будут стремиться к созданию боеспособных ВМСУ. Это параллельные процессы и важно время, за которые будут осуществлены действия: Киевом и «помощниками» - по созданию украинского флота, Россией - по разрушению портовых мощностей от Николаева до Измаила, уничтожению зачатков и остатков ВМСУ - их москитной флотилии - разношерстных подарков от «союзников».

Сужение фронта СВО будет возможно в случае существования параллельных зерновых сделок, о чем уже заявили и в Москве, и в Киеве. Россия готова продолжать поставки своего зерна, Украина просит Запад обеспечить возможность вывоза через порты украинского зерна, предлагает трехсторонний формат сделки Украина-ООН-Турция.

При этом ситуацию в связи со сделкой и военным напряжением в Черном море намерены эскалировать соседи - об этом свидетельствует заявление Польши, которая «не откроет свою границу для зерна из Украины, и сама продлит запрет на его ввоз после 15 сентября, если этого не сделает Еврокомиссия».

Снова слово за Анкарой, которая отвечает за проливы и которой нравится роль очередного, в данном случае продовольственного, хаба. Переваливать российское зерно - выгодно экономически, но в политике серьезные риски.

Давление на Турцию Россия усилила усилением африканского вектора. Москва резко актуализировала африканский аспект зерновой сделки. Как мы помним, сделка с участием ООН заключалась для того, чтоб украинское зерно помогло странам, испытывающим продовольственный кризис. Однако, беднейшим и нуждающимся странам в итоге досталось наименьшее количество украинского зерна. Выход из сделки развязывает России руки на африканском направлении.

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании экономического и гуманитарного форума «Россия—Африка» в Санкт-Петербурге заявил, что «черноморская инициатива», которая должна была способствовать обеспечению мировой продовольственной безопасности, так и не достигла своих целей. Он также добавил, что в ближайшие три-четыре месяца Россия будет готова предоставить бесплатно некоторым странам Африки по 25-50 тыс. т зерна. Среди стран, куда будет направлено зерно, российский лидер назвал Зимбабве, Буркина-Фасо, Сомали, Мали, Центральноафриканскую республику и Эритрею. «Обеспечим и бесплатную доставку этой продукции потребителям», — подчеркнул Путин. Как отметил президент, более 70% зерна с Украины попало в страны ЕС, а на долю африканских стран пришлось менее 3% от общего объема — менее 1 млн. тонн.[ix]

Пристально наблюдая встречу «Россия-Африка» Запад начинает включать механизмы компенсации расширения российского влияния на Черном континенте – срочно организовывается альтернативная «украинская» встреча в Саудовской Аравии. На встречу, которая должна состояться 5-6 августа, приглашены представители 30 стран Азии, Латинской Америки и др., кроме России и, вероятно, Китая. Цель - собрать нейтральные страны с намерением переломить позицию Глобального Юга в пользу Украины: «Цель - убедить «мировых лидеров подписаться под общими принципами урегулирования войны» Зеленского, которые предполагают капитуляцию России (включая оставление Крыма). Иными словами - исключить реальные мирные переговоры, изолировать Россию и пролонгировать войну на неопределенное время».[x] В цитируемом материале так же отмечается, что задача это сложная, но некоторые успехи у Запада наблюдаются: «…Уламывать будут по одному, торгуясь и играя на противоречиях между странами: Саудовскую Аравию почти уломали, противопоставляя Ирану и ОАЭ, которые превращаются в российскую лазейку против санкций… Кульминацией этих усилий должен стать "мирный" проукраинский саммит с подписанием "украинских принципов" в конце этого года. Этот ключевой саммит, правда, всё время переносят, поскольку он бессмыслен без участия стран Глобального Юга. Запад никак не может смириться с тектоническим изменением баланса сил в мире, с возвращением к двуполярному миру (США-Китай), где роль Глобального Юга, и Российского Севера, как балансиров, становится ключевой. Смысл гибридной третьей мировой заключается именно в этом: в признании Западом реальности, которую он, естественно, будет отрицать до последнего, не останавливаясь ни перед чем».

Встречу в Саудовской Аравии по Украине уже подтвердил и глава офиса президента Украины Андрей Ермак.[xi] Украинские ресурсы сообщают, что туда планируется позвать Индию, ЮАР, Бразилию и другие страны «глобального Юга», не поддержавшие санкции против России и предлагающие остановить войну в Украине

Африканскую экспансию России Запад однозначно воспринимает как новый фронт в рамках экзистенциального противостояния с Россией. Как и другим странам мира, африканским государствам Запад не может и не хочет ничего предложить, кроме «демократии» западного образца и денег, на которые они пытаются купить элиту и правителей государств, чтобы вернуть затем деньги – богатствами «демократизированных» стран.

Украина на этом фоне продолжает действовать как тупое оружие «высших сил» и чужих интересов, подставляясь под удары возмездия разного типа и уровня. Так, министр обороны Украины Алексей Резников в интервью CNN завил, что Киев продолжит атаковать Крым, а также Крымский мост. [xii] Сужая фокус до операционных действий России по защите своей территории в рамках украинского кризиса отметим, что альтернативам достижению целей СВО нет, в этих рамках необходимо разрушение портовой инфраструктуры Украины, военных объектов, чтобы не было ни возможностей, ни ресурсов, ни мощностей наносить удары по Крыму и угрожать судоходству в Черном море.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs